Самарский государственный университет

В настоящее время СамГУ является одним из крупных научно-образовательных центров Самарского региона. Он занимает лидирующие позиции по подготовке высококвалифицированных кадров, обладающих современными компетенциями, необходимыми для работы в инновационных предприятиях и организациях. Более 40 лет СамГу ведет подготовку специалистов, бакалавров и магистров в сфере естественно-научного и гуманитарного образования, способных быстро адаптироваться к меняющимся условиям производственной деятельности и эффективно использовать современные технологии и коммуникации.

В структуре университета 10 факультетов, 61 кафедра. Численность студентов составляет более 11 тысяч человек. Образовательные программы высшего профессионального образования реализуют 608 преподавателей, из них 108 докторов наук, профессоров, 360 кандидатов, доцентов. 76 %  преподавателей имеют ученые степени и звания, что превышает аналогичный показатель по Министерству образования и науки Российской Федерации. В СамГУ ведется подготовка кадров по 50 направления бакалавриата, по 22 программам подготовки специалистов, 29 магистерским программам, а так же 49 программам послевузовского образования (аспирантуры). Кроме того реализуются 9 программ повышения квалификации дополнительного профессионального образования. В СамГУ функционирует 8 диссертационных советов по присуждению ученой степени доктора  и кандидата наук. Университет ведет подготовку кадров в Тольяттинском филиале СамГУ по 2 направлениям бакалавриата  и по 2 образовательным программам специалитета. С 2004 г. СамГУ является пятым вузом в России, начавшим выдавать Европейское приложение к диплому. В 2011 г. университет прошел аккредитацию в соответствии с новыми критериями сроком на 6 лет.

Самарский государственный университет является единственным вузом с классическим набором университетских направлений подготовки фундаментальной направленности. Многие из них являются уникальными для Самарской области  - 010100 Математика, 010700 Физика, 020201 Биология, 030701 Международные отношения, по другим лидерство СамГУ в регионе не может оспариваться -  020100 Химия, 030500 Юриспруденция, 031000 Филология, 040101 Социальная работа, 040200 Социология. Кроме того, структура образовательных программ такова, что ее неотъемлемой частью является научная работа студентов, т.е. подразумевает подготовку студентов к работе в научно-исследовательских учреждениях, а также в предприятиях инновационного типа.

СамГУ выступает в качестве важнейшего института развития общества в Самарском регионе, является интегрирующим центром разработки и реализации стратегии развития инновационной экономики и социокультурной сферы Самарской области, разрабатывая и внедряя новые технологические проекты, инициируя новые виды деятельности.

Научно-исследовательская работа и подготовка высококвалифицированных специалистов организуются на основе интеграции фундаментальной науки, образования, промышленного производства и бизнеса в области взаимодействия излучения с веществом, теоретической физики, физика высоких энергий, квантовой оптики, лазерной физики, физики металлов, механики деформируемого твердого тела, радиофизики и радиоэлектроники, теплофизики, твердоплавкой электроники и нанотехнологий; взаимосвязи между составом, строением и свойствами химических соединений, органической, неорганической и аналитической химии, физики и химии экологически чистых источников энергии, биохимии.

Проводятся научные исследования, интегрированные с подготовкой кадров высокой  квалификации в области математического анализа, теории функций и приближений,  прикладной математики, в сфере информационных технологий и информационной безопасности, соответствующих современным требованиям информационного общества, компьютерного моделирования биологических и химических процессов, моделирования процессов в ближнем космосе, процессов управления и принятия решений, логистики, внедрения в муниципальные и областные органы власти и управления информационных программ и систем для создания территориальных планов и геоинформационных систем.

Готовятся специалисты в сфере  охраны окружающей среды и выявления природных ресурсов в Самарском регионе, биологии, экологии, эколого-биологических исследований фаунистических комплексов, интродукции и акклиматизации растений; в сфере изучения деятельности биологических систем и механизмов их регуляции, физиологии человека и животных, микробиологии, радиобиологии, биотехнологий и биологических нанотехнологий.

Проводится изучение фундаментальных основ и прикладных аспектов социогуманитарного знания и разработка на этой основе междисциплинарной каденции «Диалога власти и общества», выявление специфики диалога власти и общества в период эволюции и проявления социальных кризисов и войн (экстремальные ситуации), в том числе на примере истории и культуры этносов населяющих Самарскую область и Юго-восток Европейской России, поведение молодежи в условиях экстрима, анализ проблем межнационального и речевого общения в этнических сферах и медиа-коммуникациях, изучение миграционных потоков и межэтнических отношений в стране и регионе, методологическая, аналитическая, прогностическая деятельность по обеспечению стабильности межэтнических отношений в Самарском регионе.

Два года назад в составе Управления научных исследований был организован Инновационный центр, основной задачей которого является внедрение фундаментальных разработок ученых СамГУ на предприятиях и научных учреждениях Российской Федерации, а также создано два малых инновационных предприятия - "Современные технологии" и "Промышленная безопасность".

В настоящее время в СамГУ сформированы научные школы, что стимулировало процесс создания научно-образовательных центров  и переход на уровневую систему образования. Высокие показатели остепененности профессорско-преподавательского состава, ежегодно высокое количество защит диссертаций аспирантами и сотрудниками университета – результат планомерной работы по развитию научного потенциала.

Помимо традиционных форм организации научных коллективов – кафедр и лабораторий, к настоящему моменту в университете создано 18 научно-образовательных центров, некоторые из которых объединяют несколько научных подразделений, в том числе межкафедральные научные лаборатории.