Пермский национальный исследовательский университет

Пермский университет был основан в 1916 г. на драматическом рубеже российской истории. Толчком к его созданию послужило то обстоятельство, что вектор развития России совпал с инициативой местного сообщества, с волей пермяков к модернизации жизни провинции. Став первым очагом высшего образования на Урале, Пермский университет вовлек значительную территорию от Поволжья до Сибири в европейское образовательное пространство.

В новую эпоху Пермский государственный национальный исследовательский университет сохраняет и укрепляет статус одного из центров интеллектуальной и духовной жизни страны, стремится занять достойное место среди ведущих университетов России.

Добиваясь новых прорывных результатов в фундаментальных и прикладных научных исследованиях, обеспечивая качественное высшее образование, поддерживая дух сотрудничества и творческих инициатив преподавателей и студентов, проявляя готовность к опережающей компетентной и конструктивной реакции на вызовы времени, университет претендует на роль интеллектуального лидера в жизни региона и в формировании актуальных и стратегических «повесток дня» для регионального сообщества.

Опираясь на накопленные за многолетнюю историю академические традиции, университет в качестве своих приоритетов определяет:

• подготовку выпускника, отличающегося креативностью и предприимчивостью, стремлением к поиску  истины,  саморазвитию, способного работать в команде, проектировать новые виды деятельности  адекватные вызовам времени, ориентируясь на потребности общества и выступая с инициативами инновационного характера;

• формирование интеллектуальной, деловой, политической элиты региона, играющей ключевую роль во всех сферах общественной жизни;

• расширение спектра научных исследований  с целью создания высокотехнологичных инновационных продуктов и прорывных технологий в приоритетных направлениях развития университета;

• позитивное воздействие на развитие региона через  общественную деятельность коллектива университета;

• сохранение классических принципов фундаментальности и универсальности образования;

• усиление взаимодействия с отраслевой и академической наукой, с бизнес-сообществом, органами власти и гражданским обществом в интересах развития университета, региона, России в целом;

• расширение инновационных подходов в научной и образовательной деятельности;

• создание творческой атмосферы для сотрудников и студентов университета;

• развитие университетской корпоративной культуры, обеспечивающей поддержку индивидуальных творческих начал на принципах академических свобод, толерантности, коммуникативности, диалога, что позволит сформировать общую систему ценностей университета;

• формирование у выпускников университета активной гражданской позиции.

Наука

  ·  Научные исследования являются неотъемлемой частью деятельности университета с момента его создания.
 
Научная инфраструктурауниверситета включает: 80 кафедр; 4 учебно-научные базы («Предуралье» в Пермском крае, «Троицкое» в Челябинской области, Камская биостанция в г. Оханске, Ботанический сад им. А. Г. Генкеля в г. Перми); НИИ «Естественнонаучный институт»; Особое конструкторское бюро «Маяк» при ПГНИУ; 5 научно-исследовательских институтов, выполняющих курирующие и организационные функции по отдельным отраслям наук, в том числе Всероссийский институт картоведения и спелеологии, Институт геологии пермской системы, Институт мелких ценных минералов, Институт экологии и рационального природопользования, Институт динамической лингвистики; 23 научных, учебно-научных, научно-методических и научно-образовательных центра, в том числе научно-образовательный центр (НОЦ) «Неравновесные переходы в сплошных средах», Центр геоинформационных систем и технологий, Центр космического мониторинга, Центр коллективного пользования аналитическим оборудованием, Центр по изучению консерватизма, Пермский центр социального партнерства и социологических исследований, Центр по изучению английской истории, культуры и литературы XIXвека («Викторианский центр»), Научно-исследовательский центр по проблемам развития человеческого потенциала, качества жизни и реабилитологии; 60 учебно-научных лабораторий; 30 научных лабораторий, имеющих кафедральный, межкафедральный, факультетский, межфакультетский, вузовско-академический статус и статус специализированных научных лабораторий. При университете функционируют международные лаборатории и региональные отделения различных академических сообществ.
 
Университет обладает большим кадровым научно-образовательным потенциалом. 65% научно-педагогического персонала университета имеют ученые степени и звания. В университете работают 6 академиков и членов-корреспондентов государственных академий, 45 членов отраслевых (общественных) академий, 16 заслуженных деятелей науки РФ, 10 заслуженных работников различных отраслей труда, 24 заслуженных работника высшей школы РФ, 85 почетных работников высшего профессионального образования РФ.
 
Университет проводит научные исследования в областях общественных, естественных и точных, технических и прикладных наук, общеотраслевых и комплексных проблем. В сфере научных интересов университета такие отрасли, как философия, история, социология, экономика, юриспруденция, политика, педагогика, психология, языкознание, литературоведение, информатика, математика, физика; механика, химия, биология, геодезия, картография, геофизика, геология, география, астрономия, экология. Из 34 наименований, включенных в Перечень критических технологий Российской Федерации, утвержденный Президентом Российской Федерации, 17 критических технологий находятся в сфере научных интересов ученых университета и разрабатываются в соответствии с программой развития национального исследовательского университета:

  ·  биоинформационные технологии;

  ·  биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии;

  ·  биомедицинские и ветеринарные технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных;

  ·  геномные и постгеномные технологии создания лекарственных средств;

  ·  клеточные технологии;

  ·  нанотехнологии и наноматериалы;

  ·  технологии водородной энергетики;

  ·  технологии механотроники и создания микросистемной техники;

  ·  технологии мониторинга и прогнозирования состояния атмосферы и гидросферы;

  ·  технологии новых и возобновляемых источников энергии;

  ·  технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации;

  ·  технологии оценки ресурсов и прогнозирования состояния литосферы и биосферы;

  ·  технологии переработки и утилизации техногенных образований и отходов;

  ·  технологии распределенных вычислений и систем;

  ·  технологии снижения риска и уменьшения последствий природных и техногенных катастроф;

  ·  технологии создания и обработки кристаллических материалов;

  ·  технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепла и электроэнергии.

В университете ежегодно выполняется 350–400 НИОКР. В 2011 г. общий объем привлеченных средств на научные исследования и разработки превысил 210 млн. руб. Динамика привлечения средств в период 2006–2011 гг. (в том числе и с учетом индекса инфляции), равно как и в предшествующие 10 лет, положительная. Начиная с 2006 г. сотрудники университета ежегодно выигрывают в различных конкурсах от 100 до 150 грантов на выполнение фундаментальных и прикладных исследований. В 2011 г. в фактических годовых доходах университета доходы от научной деятельности составили 16 % (без учета средств, выделенных на реализацию программы развития национального исследовательского университета).