Калифорнийский технологический институт (Caltech)

Сайт: http://www.caltech.edu/

Калифорнийский технологический институт, или Калтех (California Institute of Technologies or Caltech), входит в первую десятку исследовательских университетов мира и наряду с Массачусетсским технологическим институтом делит 1—2-е места в мировом рейтинге высших технических учебных заведений. Он ведет свое начало от профессионально-технического училища, созданного в 1891 г. в г. Пасадене, пригороде Лос-Анджелеса, на средства местного филантропа Амоса Трупа (Amos Throop), и первоначально назывался Технологический университет Трупа. Свое действующее название Калтех приобрел в 1921 г., когда усилиями ряда выдающихся ученых и администраторов науки на основе профессионально-технического училища был создан технических университет.

Университет был основан в 1920 году на базе Университета Тропа, открытого в 80-х годах 19 столетия. Сегодня Калифорнийский технологический университет часто сокращенно называют КалТех. Это один из ведущих вузов Соединенных Штатов, специализирующийся на научно-исследовательской деятельности в таких областях как инженерия и точные науки. Несмотря на качество образования и самое передовое исследовательское оборудование, Калифорнийский технологический университет является на удивление некрупным по части численности обучающихся вузом Америки. Кроме того, учебная программа вуза считается одной из самых сложных и насыщенных программ высшего образования. В среднем ежегодно КалТех выпускает около 2000 человек. Выпускники КалТха — успешные профессионалы и научные деятели, лауреаты многих известных мировых премий.

Как и все частные университеты США, Калтех строит свои финансовые планы в расчете на поступления из различных источников. Прежде всего это средства, выделяемые на нужды высшего образования федеральным правительством и штатом Калифорния. Федеральные средства поступают в распоряжение штата, и университет получает их из штатного бюджета в рамках действующих программ наряду со всеми другими учебными заведениями. Вторым важным источником служит оплата студентами своего обучения. Калтех — один из самых дорогих вузов страны. Год обучения в нем обходился студентам в 2007—2008 г. в 45—52 тыс. долл. в зависимости от года обучения, только плата за обучение (tution) — 28—31 тыс. долл.

Существенным источником средств любого университета США являются целевые фонды (эндаументы). Калтех с его эндаументом в примерно 2 млрд долл. не занимает лидирующих позиций и уступает таким лидерам, как Гарвард (35 млрд долл.) или Принстон (15 млрд долл.). Но в пересчете на одного студента (примерно 1 млн долл.) он уверенно входит в десятку ведущих, не уступая своему главному сопернику — Массачусетсскому технологическому институту.

Калифорнийский технологический институт

Калифорнийский технологический институт
Калифорнийский технологический институт главный корпус

Калтех поддерживает интенсивную программу спонсорской поддержки со стороны местного и международного бизнеса. В ней используется хорошо отлаженная система связей с выпускниками. Активная работа с последними позволяет Калтеху иметь, во-первых, стабильный поток индивидуальных спонсорских поступлений и, во-вторых, поддерживать несколько коллективных фондов, уставной целью которых является финансирование обучения и исследований в этом институте. И, наконец, Калтех проводит множество исследований по заказам частного бизнеса и на гранты различных фондов.

Миссия Калтеха формулируется как «распространение знаний в целях процветания общества за счет интеграции исследований и образования». В нем обучаются примерно 850—900 студентов по программам бакалавриата и 1200 — в магистратуре и докторантуре. Ежегодно присуждаются примерно 250 степеней бакалавра наук и около 300 — магистра и доктора наук. Обучение ведут 300 профессоров и преподавателей и почти 1000 ассистентов и других помощников. Среди них всемирно известные ученые и инженеры, лауреаты Нобелевской и других престижных научных премий. В разные годы в Калтехе работали и преподавали 31 нобелевский лауреат. В 2007 г. преподавание вели 108 действительных членов Национальной академии наук, Национальной инженерной академии и Института медицины. Именно в нем были сделаны такие фундаментальные работы, как открытие позитрона, разработаны теория химических связей и теория кварков, дано начало новым направлениям науки, например, молекулярной биологии, ряду наук о Земле, новейшим космогоническим концепциям.

Учебный год в Калтехе делится на четверти: одна четверть до Нового года и две — в весенне-зимний период. Летняя четверть, характерная для многих американских университетов, в Калтехе не практикуется. Поэтому учебный год в нем начинается в конце сентября и заканчивается в июне. Обучение в Калтехе требует от студентов большего напряжения сил — в каждой четверти студент обязан посещать пять курсов по программе специализации или опциона (option), а не четыре, как в большинстве других университетов. Тем не менее почти 10% студентов выбирают программы двойной специализации за тот же срок обучения. Это легко достигается, если вторая специализация приходится на социальные и гуманитарные науки. Как правило, специализация в этих областях сопряжена с естественными дисциплинами. Двойная специализация в рамках одной области не поощряется, хотя технически возможна.

Существенным источником средств любого университета США являются целевые фонды (эндаументы). Калтех с его эндаументом в примерно 2 млрд. долл. не занимает лидирующих позиций и уступает таким лидерам, как Гарвард (35 млрд. долл.) или Принстон (15 млрд. долл.). Но в пересчете на одного студента (примерно 1 млн. долл.) он уверенно входит в десятку ведущих, не уступая своему главному сопернику — Массачусетскому технологическому институту.

Калтех поддерживает интенсивную программу спонсорской поддержки со стороны местного и международного бизнеса. В ней используется хорошо отлаженная система связей с выпускниками. Активная работа с последними позволяет Калтеху иметь, во-первых, стабильный поток индивидуальных спонсорских поступлений и, во-вторых, поддерживать несколько коллективных фондов, уставной целью которых является финансирование обучения и исследований в этом институте. И, наконец, Калтех проводит множество исследований по заказам частного бизнеса и на гранты различных фондов.

Абитуриенты, поступающие в Калтех, имеют самые высокие вступительные оценки по общенациональным тестам, однако оценки выпускников Калтеха — в среднем самые низкие из ведущих исследовательских университетов. Обучение в сильной степени ориентировано на естественные науки. Студенты, обучающиеся по программам бакалавра наук, должны успешно закончить пять курсов математики, включая дифференциальное исчисление, статистику и теорию вероятности, пять курсов физики, включая квантовую механику, специальную теорию относительности и статистическую механику, два курса химии и курс биологии. Очень немногие студенты отсеиваются в процессе обучения, а примерно 60% заканчивают его с отличием. При этом только 80% делают это в отведенные программой четыре года. Это также самый низкий показатель среди ведущих исследовательских университетов. Остальным требуется больший срок для окончания — шесть и более лет.

Для того чтобы подготовить студентов к высоким требованиям учебного процесса в высшей школе, в Калтехе применяется специальная система: в течение первой четверти знания студентов оцениваются по схеме сдал/не сдал и им не ставят никаких оценок. Во второй четверти применяется система «мягких» оценок, позволяющая плавно перейти к полномасштабной оценке знаний. При этом всемерно поощряется коллективная работа над заданиями, часто она является необходимым условием успеха.

Обучение в Калтехе ведется в тесной связи с проводимыми в его лабораториях и институтах исследованиями. В комплекс Калтеха входят два крупных исследовательских центра, которые финансируются за счет средств федерального бюджета, но находятся под управлением института — Обсерватория Маунт Уилсон и Лаборатория реактивного движения, в которых работают более 5 тыс. исследователей. Последняя с момента своего образования в 30-х годах XX в. является главным центром разработки ракетно-космических технологий в США. Помимо этого в институте действуют несколько десятков исследовательских центров разного размера, которые формируются по мере появления новых научных направлений и затем прекращают существование после выполнения своей научной миссии.

Студенты всячески поощряются за участие в исследовательских проектах. Примерно половина из них работают в течение летней четверти в лабораториях института в рамках специальной профаммы (Summer Undergraduate Research Fellowships or SURF). Для участия в этой профамме студент должен подать заявку, которая визируется его преподавателем. Профамма открыта для внешних студентов из других университетов и выполняет функцию отбора потенциальных кандидатов для обучения на старших курсах в магисфатуре.

Из-за небольшого размера Калтеха его специалисты не могут вести масштабные исследования, которые требуют вовлечения значительных ресурсов и числа работников, но институт получил широкую известность за свои междисциплинарные программы. Администрация института придерживается принципа концентрации усилий на ключевых направлениях науки и высочайшего качества проводимых работ.

Несмотря на то что Калтех считается ведущим исследовательским центром США, его основной функцией, закрепленной в формулировке миссии, остается «распространение знаний». Поэтому центральной фигурой в нем является провост, т.е. высший руководитель администрации института, отвечающий за все аспекты организации учебного процесса, включая формирование бюджета всех учебных подразделений, подбор и назначение профессоров и преподавателей, разработку расписания и т.п. Ему непосредственно подчиняются директора всех шести академических (учебных) отделений.

Помимо того, что институт готовит специалистов и проводит научные исследования, он является одним из лидеров среди американских университетов по масштабам и эффективности коммерциализации осуществляемых в нем исследований.

Так, Калтех был одним из первых американских вузов, в которых сформирована так называемая партнерская программа. Такие профаммы объединяют местный, национальный, а иногда и международный бизнес в целях финансирования исследований в конкретном университете. Каждая из участвующих компаний делает ежегодный взнос в фонд программы в размере, который определяется админисфацией профаммы. Для малого бизнеса в Калтехе установлен ежегодный взнос в размере 5 тыс. долл., для остальных — 30 тыс. долл. Эти средства идут на формирование исследовательского бюджета, который формируется главным образом научным сообществом университета, т.е. научная профамма определяется учеными, а не бизнесом. Бизнес в обмен на свое финансирование получает право первоочередного доступа к полученным в рамках программы научным результатами, а также возможность выбора наиболее одаренных студентов.

Для работы с корпоративными партнерами в университетах создаются специальные механизмы, позволяющие учесть частные интересы отдельных компаний при формировании научных планов. Эти механизмы включаюг специальные встречи и брифинги для представителей компаний, визиты университетских профессоров и исследователей в компании, проведение круглых столов и т.п. Корпорации-партнеры могут также получить бесплатную консультацию по интересующим их вопросам в рамках программы. Им рассылаются отчеты о результатах проводимых исследований и все публикации университета. Эти мероприятия необходимы университету для того, чтобы спланировать свою политику в отношении бизнеса и поддержать его интерес к проводимым исследованиям.

Другим эффективным механизмом коммерциализации, который в 1980-х годах был создан во многих университетах США, стал так называемый Офис технологического трансферта (Office of Technology Transfer), образованный в Калтехе в 1995 г. Задача последнего — создавать эффективные механизмы перелива создаваемых в университетских лабораториях технологий непосредственно в бизнес, общественную практику. Благодаря деятельности этого офиса Калтех получает ежегодно более 110 патентов и входит по этому показателю в тройку ведущих вузов страны. В соответствии с политикой института каждый изобретатель получает 25% всех лицензионных выплат, поступающих университету как собственнику патентов.

Одна из функций офиса — продажа лицензий на использование университетских технологий. Как показывает общенациональная статистика, именно продажа лицензий является основным источником поступлений от реализации технологий. Не менее важны для офиса поиск внешних источников финансирования и помощь изобретателям в формировании стартовых технологических предприятий. Офис поддерживает тесные связи с местными финансовыми кругами, венчурным капиталом и «бизнес-ангелами». За годы своего существования офис организовал более 80 стартовых предприятий, в которых Калтех получил учредительскую долю. Так же как в случае с патентами, изобретатель имеет право получить до 25% доли, причитающейся университету. Большая часть этих фирм располагаются в Пасадене. Пять из них уже котируются на фондовых биржах.

Все студенты первой ступени обучения (по программе бакалавров) живут на территории университета в «студенческих домах» (student houses). Каждый из домов является самоуправляемой жилищной ассоциацией студентов, проживающих в нем, или residential college. В данном выражении понятие «колледж» используется в значении «коллегия студентов». И хотя общие условия в них в целом одинаковые, организация и стиль общения, традиции проведения свободного времени и другие аспекты студенческой жизни значительно различаются. После поступления в институт студент должен сам выбрать, в каком из домов он хочет жить. Для этого в течение первой недели всем студентам предоставляется возможность познакомиться с жизнью всех из восьми ассоциаций. Для этого студент обедает и ужинает в каждой из них, встречается с ее жильцами, обсуждает особенности быта и социальной жизни. По завершении недели студент должен написать заявление в совет президентов жилищных ассоциаций, которое рассматривается, а в случае, если подано слишком много конкурирующих заявок в одну из ассоциаций, то с помощью лотереи студента приписывают к одному из домов. Подобная процедура проводится один раз в год в начале учебного года.

Система студенческих домов была принята в Калтехе в начале 1960-х годов, когда проводился переход к совместному обучению студентов обоих полов (до этого Калтех был чисто мужским заведением). Она пришла на смену традиционной для американских университетов системе студенческих братств (fraternities), которые используются для организации социальной жизни студентов за пределами учебных программ. Но братства объединяют студентов по интересам независимо от того, живут ли они дома, в общежитиях или на съемных квартирах. В Калтехе все студенты младших курсов обязаны делить общие условия жизни в «домах», обедать и ужинать вместе, участвовать в общих социальных мероприятиях. Каждый из домов имеет не только столовые, но также библиотеки, салоны, места для занятий и проведения свободного времени. В этом главное отличие студенческих домов от простых общежитий (dormitories). Общинная организация студенческой жизни считается важной частью воспитательного процесса.

Вся студенческая жизнь в Калтехе регулируется «Кодексом чести» (Honor Code), который может быть выражен следующим образом: «Ни один из членов сообщества Калтеха не может приобретать несправедливых преимуществ перед любым другим членом сообщества». Выполнение требований Кодекса контролируется специальными студенческими комитетами, которые выбираются отдельно студентами бакалавриата и магистратуры. Комитеты принимают документы, которые регулируют такие вопросы, как курение и распитие алкогольных напитков на территории института, отношения между полами и др. Все эти документы направлены на создание в институте атмосферы доверия и уважения, как между студентами, так и между студентами и преподавателями (исследователями).