Возникновение научных основ менеджмента

Под научными основами менеджмента понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления. Все современные школы менеджмента, его методы явились результатом длительного развития. Хотя само управление как вид деятельности управленческая мысль, обобщающая его достижения, возникли многосотен и тысяч лет назад, управление как научная дисциплина относительно молодо.

  Теория и практика менеджмента формировались в тесной связи с успехами других областях, таких как математика, инженерные науки, социология, психология и т.д. Используя эти успехи, теоретические исследователи в области управления, а также практики выявляли факторы, которые оказывали позитивное влияние на деятельность организации. Следовательно, развитие менеджмента предопределено очень длительной историей. Это — эволюционный непрерывный процесс, получивший как практическое, так и теоретическое воплощение.

К концу XIX—началу XX в. появились первые серьезные работы, и которых сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования самих основ науки менеджмент. Это явилось объективной реакцией на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало характер массовый — массовое производство, массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. В XIX в. возникли мощные организации, позволившие выделиться управленческому персоналу как социальной группе, отделить управленческую работу от неуправленческой деятельности.

Предприятия-гиганты остро нуждались в более рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами. Крупные организации и необходимость внедрения достижения НТР потребовали использования новых принципов управления этот период, обеспечивающих:

•  занятие руководящих постов по праву компетентности соблюдением законности и порядка (а не по принципу наследования);

•  принятие эффективных управленческих решений, обеспечивающих максимальный доход владельцам капитала (в противовес инерционным решениям хозяев фирм);

•  построение рациональных систем управления, направленных на внедрение достижений НТР.

До начала XX в. целостной теории управления не существовало, работа инженера, администратора была скорее искусством, основанным на интуиции. Однако бурное развитие новых технологий, невиданные ранее масштабы производства со всей остротой поставили вопрос о формировании научных методов управления. Требовалась не абстрактная теория, а научные исследования, нацеленные на решение конкретных проблем, на разработку практических рекомендаций. И не случайно, что основы теории управления производством были заложены людьми, знающими досконально технологию промышленных предприятий и особенности взаимоотношений между рабочими и руководителями.

Эли Уитни на своей хлопчатобумажной фабрике первым применил сборочный конвейер, пока еще неподвижный, внедрил идею взаимозаменяемости деталей и методы контроля качества. Ч. Бэббидж, стремясь к повышению производительности труда, практически осуществил специализацию рабочих, он изучал кинематику технологических операций, роль инструментального парка, размещение предприятий, влияние многих, иногда совершенно не связанных между собой факторов, от цвета стен и профсоюзов до производственного оборудования, на эффективность трудового процесса ("Экономика машин и промышленных предприятий").

Формирование научных основ управления производством началось в XX в. стараниями таких ученых, как А. Маршал (1842-1924), Лонглин (1835 г., исследования функций менеджера), Джозеф (1850 г., принципы единоначалия и контроля), Вартон, Меткалф, Халси и др. Питательной средой этого процесса его почвой, на которой он мог успешно произрастать, явилось промышленное производство.

Научные основы управления производством были заложены в 1911 г., когда американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор опубликовал книгу "Принципы научного управления". Тейлор был яркой и разносторонней личностью. 1911 г. может по праву считаться годом «рождения», признания менеджмента как науки. Именно в этом году прошла первая международная научно-практическая конференция по менеджменту, инициатором и организатором которой был X. Персон.

Наиболее благоприятные условия для формирования научного подхода к проблемам управления производством сложились в США. Концентрация производства способствовала созданию новой техники в США и других странах. В США с конца XIX в. при крупнейших университетах начали появляться школы бизнеса. Эти школы явились основой для создания впоследствии широкой сети учебных заведений разного уровня для подготовки специалистов-менеджеров.

Первое десятилетие XX в. было периодом, так сказать, внутриутробного развития идей научного управления производством. Ф. У. Тейлор и его единомышленники фактически сформировали основные принципы управления и даже довольно широко использовали их на практике, но их методы применялись еще только на отдельных предприятиях. Отношение основной массы предпринимателей было преимущественно отрицательным к идеям научного менеджмента. И неудивительно: они винили в них посягательство на «священное право частного собственника поступать на своем предприятии так, как ему заблагорассудится». Однако жизнь брала свое. Само по себе развитие капиталистического производства — общественного по существу, но оставшегося в частных руках, приводило к необходимости внедрения управления, основанного не на интуиции, а на точном исследовании и расчете. И даже самые рьяные аутсайдеры и поборники) идей абсолютной «свободной воли хозяина» на своем предприятии начали понимать это. Движение за научное управление пошло и вширь, и вглубь, более овладевая умами бизнеса.

Школа научного управления и ее современные модели
Школа человеческих отношений и ее развитие
Шутливые конкурсы и игры для взрослых туристов
Эволюция и тенденции развития российского фондового рынка
Сущность инвестиционной привлекательности рынка ценных бумаг
Законы развития информационных технологий
Экономические системы
Эффективность банковской деятельности по отдельным направлениям
Эффективность инвестиций, проектов