Анализ видов менеджмента

Охарактеризуем типичное для начала ХХI века состояние менеджмента как сферы знания и практики. Перечень выявленных в данном исследовании видов менеджмента послужил основой исследования взаимосвязи видов менеджмента. Так как средой настоящего исследования является сфера экономики, остановимся на видах менеджмента, использующихся в экономике. Тем самым выделяется первый признак классификации видов менеджмента (отношение к экономике).

Абсолютное большинство видов менеджмента (84%) используется в экономике. Очевидно, что с течением времени удельный вес последних будет возрастать, так как в экономику вовлекается все большее количество сфер знания (например, сейчас никого не удивляет, что в деятельности как коммерческих, так и не коммерческих предприятий используется знание психологии и социологии, которые стали практическими инструментами менеджмента).

К видам менеджмента, используемым в экономике, были отнесены 239 вида менеджмента. При этом подразумевается, что составными частями экономики являются коммерческие и некоммерческие организации.

Далее основной интерес будет вызывать менеджмент бизнес-организаций, где под бизнесом подразумевается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Так как«экономика» – довольно обширное понятие, для более точного учета разнообразия ее составных частей, определяющих спектр видов и направлений деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, вторая группа видов менеджмента, разделяемых по критерию «Отношение к экономике», названа «Виды менеджмента, используемые(а не связанные) с экономикой».

Как показал анализ, виды менеджмента можно разделить на группы по следующим признакам:

1. Объект управления.

2.  Субъект управления.

3.  Технология управления.

4.  Стиль управления.

5.  Национально-культурные особенности управления.

6.  Цель управления.

Первые три критерия классификации характеризуют систему управления (объект, субъект и технология (процесс) управления). По поводу трех последних предлагаемых критериев классификации (стиль управления, национально-культурные особенности и цель управления) следует сделать следующие два замечания.

1) Стиль управления в целом является следствием национально-культурных особенностей управления. Под стилем управления, как правило, понимают способ делового общения руководителя с подчиненными, характер отношений между ними в процессе исполнения служебных обязанностей, определяемый форматом распорядительного воздействия и мерой жесткости проявления единоличной воли руководителя.

Стиль управления рассмотрим не только по отношению к внутренней среде бизнеса, но и по отношению к внешней среде, где следует говорить не об отношениях руководителя с подчиненными, а об отношениях между бизнес-единицами. Такое толкование стиля оправдано общим определением понятия

«стиль» - (1)основная своеобразная форма выражения, возникающая в той или иной сфере человеческой деятельности или

(2) «метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения».

В отношениях руководителя с подчиненными можно выделить авторитарный, демократический, механистический и конфиденциальный стили управления. В отношениях участников бизнес-процесса может использоваться атакующий, инактивный, интуитивный, креативный, пульсирующий, стихийный или нерегулярный менеджмент и др.

В настоящее время национально-культурные особенности управления и их научное сравнение в рамках сравнительного менеджмента только получает свое развитие на фоне широкомасштабных интеграционных процессов в Европе, Азии и Северной Америки. Выделены и описаны американский и японский виды менеджмента, формируется сравнительный менеджмент, в начале своего развития находится научная концепция русского менеджмента.

В современном периоде представляется более целесообразным пренебречь связью стилей управления и национально-культурными особенностями менеджмента, так как ни сами стили, ни национальные особенности управления не имеют пока окончательно сформированного вида. В то же время следует подчеркнуть однозначность влияния на стиль национально-культурных особенностей поведения субъектов и объектов управления, а так же состояния экономики соответствующего региона или государственного образования.

2)Целями управления могут быть, например, преодоление экономического кризиса предприятия и его последствий (антикризисный менеджмент), обеспечение взаимовыгодности бизнеса контрагентов (интерактивный менеджмент), обеспечение развития потенциала сотрудников (коучинг) и др.

Цели управления определяются субъектом управления. По этой причине можно было бы говорить о необходимость включения критерия «Цель управления» на второй уровень классификации по субъекту управления. Это не сделано потому, что соотношение целей и субъектов управления имеет матричный характер. Каждый из субъектов управления волен свободно выбирать ту цель или тот спектр целей управления,которые поставлены на определенном этапе развития бизнеса.

Среди критериев классификации видов менеджмента первого уровня наиболее развитую и устойчивую структуру имеет критерий «Объект управления». Исторически первым объектом управления являлся процесс (деятельность).

По характеру протекания процесса можно выделить детерминированные и стохастические процессы. Менеджмент, ориентированный на управление стохастическими процессами, оперирует вероятностным подходом к анализу, прогнозированию и планированию деятельности. Это типично, например, для инвестиционного менеджмента, управления кредитами, чрезвычайными ситуациями, сроками проектов в отличие от, например, научного менеджмента, операционного менеджмента, организационного менеджмента, управления сбором налогов и пошлин, использованием персоналом рабочего времени и др.

Целый спектр современных видов менеджмента нацелен на отдельные личности:

персонифицированное управление,

сэлф-менеджмент (самоменеджмент),

 управление клиентами и др.

Группы лиц являются объектами управления в общем менеджменте, социальном управлении, управлении кадрами, управлении командой и пр. Неодушевленные предметы– объекты управления представлены в практике современного менеджмента предметами труда, орудиями труда, прочим имуществом, обеспечивающими ресурсами(финансовыми и информационными). Особо следует отметить бурную дифференциацию объектов этого уровня в рамках информационных ресурсов: управляют базами данных, данными, контентами сайтов, списками адресов, рабочим столом компьютера, жизненным циклом информации, памятью, сетями, и пр. Очевидно, что в ближайшее время такая же участь ожидает все ресурсы, на которые будет направлено инновационная технология будущего.

Довольно широк спектр видов менеджмента, направленный на нематериальные предметы. Наиболее динамично развиваются виды менеджмента, связанные с человеческими ресурсами. Это, например, управление конфликтами, управление здоровьем, управление стрессом, гневом, идеями, талантами. Общей тенденцией в этом направлении является сближение с личностью сотрудников, позитивной влияние на потенциал исполнителей и руководителей. В этом направлении ожидается еще большая дифференциация. Иными нематериальными объектами управления являются цели, безопасность и др.

Третьей подгруппой объектов управления являются объекты видов менеджмента, в которых трудно отделить предмет и процесс друг от друга. Это относится к тем случаям, когда предмет, как объект управления, в своем состоянии связан с развитием процесса, а потому управление процессом, связанным с предметом, становится неотъемлемой частью вида менеджмента. Например, к таким видам менеджмента можно отнести управление персоналом, рабочей силой, трудом, человеческими ресурсами, фокус-группой. В работе с так называемыми неодушевленными предметами имеется столь же жесткая взаимосвязь, например, это относится к работе с материальными ресурсами: интегральному менеджменту (в качестве), логистике, материальному менеджменту, управлению запасами, отходами, ресурсами, фасилити-менеджменту, управлению недвижимостью и др. Аналогичная картина наблюдается и при работе с финансовыми ресурсами: доверительное управление, управление дебиторской задолженностью, денежными средствами, заработной платой, затратами, инвестиционным портфелем, оборотных капиталом, расходами, стоимостью проекта и др. Можно говорить о наличии связи процессов и с информационными ресурсами, а так же с орудиями труда. Нематериальные предметы, как объекты управления, так же часто бывают неотделимы от процессов, с ними связанными. Такими вопросами занимается менеджмент обнаружения и исправления ошибок, менеджмент времени, менеджмент знаний(управление знаниями) и др.

Целый спектр объектов управления состоит из неотделимых друг от друга процессов, материальных и нематериальных предметов. Таковыми являются все социально-экономические системы, а следовательно, организации, предприятия, объединения, государственными органы. Такие объекты рассматриваются в административном менеджменте, государственном управлении, инновационном менеджменте, корпоративном управлении, менеджменте организации, управлении экономикой и др. Таким образом, критерий объекта управления имеет структурированную иерархию, где процесс и предмет, как объекты управления, являются критериями двухмерного пространства классификации.

Третье измерение в классификацию объектов управления вносит масштаб объектов управления. Управление может быть направлено на отдельные объекты(сэлф-менеджмент и др.) или на группы объектов (корпоративное управление, управление организацией), а так же на взаимосвязанные объекты (отрасли, территории, системы различного характера и различной природы).

Отраслевое выделение видов менеджмента типично не только для России, но и для практики всех стран мира: менеджмент различных отраслей деятельности общепризнан. Развивается менеджмент в электронике и менеджмент ресторанного бизнеса, библиотечно-информационной деятельности, менеджмент средств массовой информации, управление торговлей и аграрным производством, управление машиностроением и управление строительством, управление издательским делом и учебными учреждениями, театрами, музеями, школами и т.п.

Территориальный разрез объектов управления представлен такими видами менеджмента, как менеджмент региональной экономики, муниципальное управление, территориальное управление и др.

В итоге имеем трехмерное пространство классификации объектов управления, находящихся в разрезах классификаций по субъекту, технологии, стилю, цели управления, влияния на них национально-культурных особенностей.

Характеристика взаимосвязи видов менеджмента. Как отмечалось выше, среди видов менеджмента, не связанных с экономикой, были выявлено, что имеется пара совместно используемых критериев классификации: объект управления и технология управления (в том числе, метод принятия управленческого решения). Для видов менеджмента, используемых в экономике, этот список может быть дополнен следующими парами критериев:

- объект управления и цель управления (например, коучинг),

- субъект и объект управления (например, сэлф-менеджмент),

- стиль управления и технология процесса управления (например, креативный менеджмент.

Учитывая, как отмечено выше, что критерии «Субъект управления» и «Цель управления», а так же « Национально-культурные особенности управления» и «Стиль управления» имеют однозначную логическую связь, следует рассмотреть возможные направления интеграции критериев классификации видов менеджмента, используемых в экономике.

При формировании видов менеджмента, используемых в экономике, имеются группы, объединяющие различные уровни объектов управления.

1. Процессы: процесс и конкретный вид деятельности,

2. Процессы-предметы: процесс, как объект управления, и одушевленный предмет, как объект управления(Сэлф-менеджмент и др.),

3. Процесс– предмет - масштаб охвата:

-смешанный объект управления (предмет и процесс) и отрасль деятельности(Коммунальное управление и др.),

-смешанный объект управления (предмет-процесс) и группа объектов критерия масштаба охвата (корпоративное управление), менеджмент организации и др.),

-смешанный объект управления (предмет-процесс) и территория критерия масштаба охвата (Менеджмент региональной экономики и др.).

В целом, проведенное исследование показало, что процессы интеграции менеджмента ведутся как в направлении объединения различных составляющих управленческой деятельности (объект, субъект, технология управления, цель, стиль), так и в направлении анализа и синтеза объектов управления. Понятие интегрированного менеджмента все прочнее входит в практику работы и, зачастую, является необходимым качеством любого вида менеджмента.

Выбор источников ИТ
Выбор платформ
Выработка политики инвестора
Выход на внешний рынок
Стратегии Портера
Товарищество
Глобализация менеджмента
Гостиничные анимационные программы
Гостиничный менеджмент для ГУКИ
Детская анимация в гостиницах
Гостиничный продукт