Внешнеторговые цены

Существуют две основные концепции регистрации цен. В условиях политики стабильных цен применялся сплошной учет, с переходом к рынку в нашей стране в основном стал использоваться выборочный метод регистрации цен, как и в международной практике. Основные принципы выборочной системы регистрации цен:

- отказ от массового документированного учета, практически невозможного в условиях различных форм собственности, а, следовательно, отказ от сплошного учета и переход к использованию выборочного метода;

- полный охват всех форм и видов тоpгoвли;

- формирование потребительской корзины, то есть набора товаров-представителей.

Оценка уровня цен - первый этап в статистическом изучении цен.

Уровень цен - обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видовое близкими потребительскими свойствами.

Можно оценить индивидуальный, средний и обобщающий уровень цен.

Индивидуальный уровень цены - это абсолютная величина - сумма денег, уплачиваемая на рынке за товарную единицу.

Для совокупности однородных товаров на основании индивидуальных цен можно рассчитать средний уровень цен, который будет выступать в качестве обобщенной характеристики для данной товарной группы.

На динамику средних цен наряду с изменением номинальных цен влияют и неценовые факторы (изменение удельных весов и качества товаров, входящих в данный период и в данную группу, территориальные сдвиги и др.).

Величина такой средней зависит от нескольких факторов:

1. От изменения цены отдельных товаров в товарной группе;

2. От структурных сдвигов вследствие ряда причин: изменения ассортимента или изменения доли того или иного города в объеме продаж, от распределения проданных товаров по сезонам.

Рост средних цен за счет улучшения качества и ассортимента товаров нельзя рассматривать как удорожающий фактор. Его следует рассматривать как фактор реального улучшения качества товаров.

С помощью оценки уровня цен кроме определения состояния цен, дифференциации их уровня изучают закономерности поведения рыночных цен, взаимное влияние уровней цен, различных товаров соотношения цен.

В качестве обобщающего уровня цен рассматривается показатель стоимости фиксированной потребительской, корзинки, который объединяет различные уровни цен в качественно новый обобщающий уровень цен. Данный показатель будет характеризовать не только обобщающую цену фиксированного набора товаров, но и «цену жизни», в этом своем качестве он также активно используется в статистике цен.

Показатель уровня цены может быть рассчитан как относительная величина, выражающая покупательную способность денежного дохода потребителей (по отдельным социальным группам, в целом по стране или по отдельным регионам):

- отношение цены (индивидуальной или средней) к среднему денежному доходу населения;

- отношение стоимости потребительской корзины к среднему денежному доходу населения.

Относительный уровень цены обеспечивает дифференцированную характеристику уровня цен и международные сравнения.

Исчисление средних цен имеет смысл только для групп однородных товаров, если же группа товаров неоднородна (например, группа продовольственных товаров), тогда для оценки динамики цен используют индексы.

Основной формой индекса цен для совокупности разнородных товаров является агрегатный индекс.

Преимущества агрегатной формы - в ее ясном экономическом смысле. Она устанавливает изменение цен при предположении, что количества товаров неизменны, при этом в формуле Ласпейреса берется количество проданного товара в базисном периоде, а в формуле Пааше - в текущем.

Средне арифметическая форма не имеет такого ясного экономического смысла, но ее преимущества состоят в том, что она позволяет более легко производить сам расчет индекса и облегчает последующие его перерасчеты. В частности, при расчете по среднеарифметической взвешенной формуле с базисными весами (формула Ласпейреса) значительно легче установить веса, достаточно иметь данные о стоимости продаж указанных товаров в базисный период. Поэтому индексы цен в большинстве развитых стран строятся по средне арифметической взвешенной формуле Ласпейреса.

Статистическим анализом доказано, что в долговременном аспекте формула Пааше занижает реальное изменение цен вследствие отрицательной корреляции проданного количества товара и цены, а в случае долгосрочных и международных сопоставлений разница между индексами, взвешенными разными способами, составляет несколько процентов. Значения индексов, вычисленных по формулам Ласпейреса и Пааше, совпадают лишь в случае почти невозможного на практике совпадения структуры товарной массы базисного и отчетного периодов.

Экономический смысл практического индекса потребительских цен (ИПЦ) показывает, во сколько раз изменились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с базисным. Если бы при изменении цен уровень потребления оставался прежним.

Другой важный показатель - дефлятор валового национального продукта в большинстве стран рассчитывается по формуле Пааше, и тем самым расчет максимально приближен к совокупности товаров, произведенных в отчетном периоде.

При этом необходимо учитывать важные моменты:

- чтобы база индекса совпадала с его весовой базой или с последней весовой базой в случае, когда индекс представляет собой сомкнутый ряд и имеет не одну весовую базу;

- база индекса не должна быть слишком удалена от текущего периода;

- в качестве периода выбирается тот, в пределах которого не было каких-либо резких изменений цен.

Говоря о конъюнктуре товарных бирж, необходимо отметить, что она характеризуется комплексом показателей, связанных с функционированием самой товарной биржи.

К ним относятся:

I. Число, состав и размер бирж;

2. Спрос и предложение на бирже;

3. Товарооборот биржи;

4. Деловая активность на биржевом рынке;

5. Биржевые цены;

6. Хеджирование.

7. Эффективность биржевой деятельности, биржевая инфраструктура.

Биржевые индексы применяются для анализа деловой активности биржи. К индексам относятся индексы заявок на продажу и покупку, индексы среднего объема заявок, индексы оптового товарооборота, индексы биржевых цен. Одним из важнейших условий для обеспечения достоверности индексов цен биржевой торговли является отбор товарных групп и товаров-представителей.

В этих целях используется формула средней геометрической:

1. по товару в целом, включая все виды и сорта.

Существуют два типа индексов:

а) количественный индекс (отношение суммы количества товара всех видов и сортов в отчетном периоде к периоду базисному); б) стоимостной индекс (сумма объема продаж товаров в отчетном периоде к базисному, взвешенная по неизменным ценам - ценам базисного периода);

2. по различным видам - товаров.

Существует несколько разновидностей таких индексов: групповые (по совокупности товаров-представителей каждой товарной группы) и сводные (по совокупности товаров-представителей всех товарных групп) по отдельным биржам, группе бирж. Групповые и сводные индексы рассчитываются по формуле Ласпейреса. Сводный индекс цен биржевой торговли представляет собой среднюю из групповых индексов цен, взвешенных по доле отобранных товарных групп в их общем объеме оборота по бирже в базисном периоде.

Определяется и типичная (справочная) цена товара - она рассчитывается при нестабильном рынке, в случае, когда цены и факторы, влияющие на них, имеют большой разброс. Типичная цена отражает стоимость единицы товара при типичных условиях реализации. На основании биржевых котировок составляются сводные таблицы, в которых все цены даются на единицу товара. Они систематически публикуются самими биржами, деловыми изданиями.

Фондовые индексы представляют собой числа, характеризующие уровень и динамику цен на акции компаний, включенных в индексный список на определенный момент времени.

Существующие  индексы можно классифицировать по ряду признаков: по степени охвата рынка, по методу расчета, по отраслевому и региональному признакам.

Наиболее старым и весьма известными  в биржевом мире индексом цен акций является индекс Доу-Джонса (Dow-Jones Average).  

Суть этого индекса заключается в расчете простой средней  арифметической, из цен акций, которые были прода ны на бирже. Таким образом, он отражает средний уровень цен. Индекс исчисляется в денежных единицах и может выражаться дробным числом. Существуют четыре разновидности индекса Доу-Джонса. Первый исчисляется по акциям 30 промышленных корпораций (Dow-Tones Industrial Average), куда входят такие американские компании, как Кока-Кола, ИБМ, Боинг и др. На долю этих 30 компаний приходится около 1 /3 дневного биржевого оборота. Второй исчисляется по акциям 20 транспортных компаний (Dow-Jones Transport Average). Третий - по 15 коммунальным корпорациям (Dow-Jones Utility Average). Все это обеспечивает некоторую отраслевую однородность индекса и влияющих на него факторов. И, наконец, четвертый индекс - сводный, исчисляемый по 65 корпорациям (Dow-Jones Composite Average).

Тактика слияний и поглощений в системе корпоративного управления
Тарифы в гостиничном бизнесе
Тенденции развития гостиничной индустрии в России
Система взаимодействия между туроператором и отелем
Система внутрибанковского контроля
Система и источники финансирования инвестиционной деятельности
Система информационного обеспечения инвестиционного менеджмента
Система информационного обеспечения, коммуникаций