Виртуальная организационная структура и ее виды

По мере развития новейших информационных технологий, средств телекоммуникации сетевые структуры могут постепенно трансформироваться в новый тип — виртуальные структуры.

В настоящее время под виртуальной организацией обычно подразумеваются:

-    любые новые организационные формы, жизненный цикл которых ограничен определенными временными рамками, а центральное место занимают информационные технологии;

-    временной набор электронных телекоммуникационных связей между эфемерными образованиями, которые жертвуют уровнем своей компетенции во славу эффективного взаимного сотрудничества;

-    высокоскоростные каналы связи, заложенные в сетях Интернет и Интранет;

-    межорганизационное гибкое предприятие, создаваемое на время, главная цель которого — получение выгоды благодаря расширению ассортимента товаров и услуг;

-    временная или постоянная совокупность географически разобщенных индивидов, групп, организационных единиц или же целостных организаций, функционирование производственного процесса у которых проходит при обязательном участии информационных технологий, включая электронные средства связи. Новизна виртуальной организации проявляется на четырех уровнях, таких как:

-     стратегический — виртуальная организация более изменчивая, ориентированная на появляющиеся идеи и формируется вокруг возможностей. Основным стратегическим ресурсом будет время, что приведет к ускорению делового цикла. Потребности клиента будут формировать сами виртуальные организации, предлагая новые возможности, поскольку сама философия бизнеса — это не решение проблем, что означало бы вложение сил и времени в свои слабости, а поиск возможностей и развитие сильных сторон;

-     структурный — связи и элементы виртуальной организации представляют равноправное сотрудничество «свободных художников», рабочих групп, отделов и целых организаций, причем отношения этих связей выстраиваются каждый раз по-новому и только на этапе реализации конкретного проекта;

- организационный — построение отношений основывается на идеях компетентности и партнерстве людей, участвующих в виртуальной организации. От работника будет требоваться не выполнение работы и даже не улучшение продукта или процесса ее выполнения, а умение сделать выбор, т.е. какую работу делать дальше, а от какой отказаться. А сам виртуальный характер работы, помимо командной работы и внутренней мотивации, требует постоянного взаимодействия работников с работниками других организаций для выполнения работы в рамках виртуальной организации;

- теоретический — бизнес-процессы как основа технологии и процесса создания продукта или услуги будут доведены до замкнутого цикла, включающего динамическое моделирование и постоянное совершенствование в режиме реального времени.

Сложность появления новой структуры организации состоит не в придумывании новой схемы, отражающей виртуальную философию бизнеса, и не в формализации отношений, заданных информационными системами, а в поиске основы для создания и формы проявления этих отношений между людьми.

Центром и источником изменения технологии, продукта, культуры, организации является человек, желания и способности которого осуществляют преобразования и задают определенное направление развития.

Меняется и сам состав организационного окружения, более актуальным становится деление не на дальнее и ближнее окружение, а на «твердое» и «мягкое»:

- твердое — это инфраструктура, компьютеры, каналы, узлы, провайдеры, службы  технической поддержки, все, что определяет форму и строение информационной среды;

- мягкое — это само содержание виртуальной среды, желания, идеи и представления людей о возможностях информационных технологий, выстраиваемые отношения и так называемая информационная культура.

Преимущества виртуальной организации — наличие таких новых явлений, как:

- виртуальный рынок, который предполагает предлагаемые системой Интернет коммуникационные и информационные услуги коммерческого назначения.

 Элементы виртуального рынка:

свободный доступ к рынку и равноправие партнеров;

добровольное участие и подверженность рыночных событий влиянию участников;

повышение прозрачности рынка с одновременным снижением различий в степени информированности партнеров;

-     виртуальная реальность — имитация реальных процессов разработок и производства в кибернетическом пространстве, которое одновременно является и средой, и инструментом и позволяет интуитивно выстроить сложные структуры и мысленно представить продукт, здания, рабочие места, машины и оборудование до того, как они обретут реальное существование;

-     внутриорганизационные сети: широкая гамма работ на дому и работ с использованием средств телесвязи, а также работ с использованием банков знаний или сетей знаний: объединение в единую сеть отдельных сотрудников с помощью современных информационных и коммуникационных технологий.

Управление изменениями в организации
Управление инвестиционным портфелем банка
Средства маркетинговых коммуникаций
Средства рекламной работы в Интернет
Стадии и этапы создания информационных систем
Стандарты и методологии ИТ сервис - менеджмента
Управление ИС на различных этапах жизненного цикла ИС
Управление капиталовложениями в сфере информатизации на объекте автоматизации
Управление капиталовложениями в сфере информатизации
Управление конфликтами, стрессами, ситуацией
Управление ликвидностью банка