Виды и функции международного менеджмента

Современные организации, связанные с теми или иными процессами, протекающими внутри них, используют следующие виды международного менеджмента.

    Во-первых, организационное управление , объектом которого являются процессы создания международной компании, формирования структуры и системы управления  ею, механизм реализации управленческих функций и т.п. С расширением зарубежных операций перед международной компанией встает задача адаптации организационного управления к изменяющейся среде для более эффективного приспособления деятельности заграничных филиалов к целям корпорации. Возникающая при этом организационная структура будет результатом взаимодействия ряда факторов, в том числе местоположения и типа зарубежных предприятий, их влияния на общую эффективность работы корпорации, характера активов, используемых для ведения бизнеса вне страны базирования, и перспектив достижения целей международной деятельности и общих целей корпорации во времени. В результате складываются необходимые условия нормального функционирования корпорации и успешного решения стоящих перед ней задач. Хотя сами эти решения являются уже объектом перспективного или текущего управления.

Во-вторых, управление производством , которое направлено на выбор основных параметров технологического процесса.

В международной практике используется системный подход в управлении производством, который предполагает всесторонний учет специфических характеристик соответствующего объекта, определяющих его структуру, а, следовательно, и организацию.

Организация и управление производством состоят в проектировании и обеспечении функционирования систем. Они включают:

•   установление характера взаимосвязи элементов системы (подсистемы) и каналов, по которым осуществляются связи в пределах системы;

•   создание условий согласованного развития элементов системы и достижения тех целей, для реализации которых она предназначена;

•   создание механизма, обеспечивающего это согласование;

•   организационное построение органов управления, разработка методов и приемов управления системой.

В-третьих, управление научно-технической деятельностью , которая отражает особенности процесса интеграции науки и производства, все большую ориентацию исследований и разработок на рыночные потребности, усиление влияния рыночных потребностей, усиление влияния рыночных факторов на определение стратегических позиций корпорации. В современных условиях получили развитие интегрированные системы управления процессом инновации, выделившиеся из общей системы управления производством и выпуском традиционной продукции.

Разработка и внедрение нововведений превратились в непрерывный управляемый процесс, когда инновационные идеи интегрируются «'перспективные производственные планы и программы, стимулирующие проникновение во все новые сферы международного бизнеса. Получило широкое распространение обособление бизнес - единиц (подразделений) международных компаний, занимающихся нововведениями и перспективными направлениями развития международных компаний, с целью упрощения процесса принятия решений, системы планирования и стимулирования, ускорение разработки и внедрения новой продукции за счет специализации. Создание более гибкой и комплексной системы управления инновационными процессами обеспечивает сквозное управление инновационным процессом от возникновения идеи до ее реализации.

В-четвертых, управление маркетингом , который содержит альтернативные подходы к оценке потенциала рынка в разных странах, а также к отбору товарной массы, ценообразованию и содействию продажам, установлению торговой марки и стратегий сбыта, характерных для международного маркетинга.

   Изменения, связанные с потребительскими предпочтениями и технологическими сдвигами, требуют постоянного использования методов обобщенной оценки зарубежного спроса на продукцию: анализа структуры потребления; расчетов, основанных на данных зарубежных стран; изучения исторических тенденций эластичности спроса; регрессионного анализа, а также «анализа разрывов».

В-пятых, управление   стоимостью , которое означает, что все методы и приемы международного менеджмента направлены к цели: помочь международным компаниям максимизировать свою стоимость, строя процесс принятия управленческих решений на ключевых факторах стоимости. Иными словами, такое управление есть непрерывная реорганизация, интегрирующий процесс, направленный на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации общих условий на ключевых факторах стоимости. Наряду с общими факторами стоимости (рост объема продаж, прибыль от основной деятельности, оборачиваемость капитала) к ключевым факторам стоимости, как правило, относят параметры (например, управленческий охват, доля занятости, налоговая ставка заработной платы и т.п.), которые в результате даже незначительных изменений существенно сказываются на стоимости.

Являясь небольшой частью всей бизнес-системы, ключевые факторы стоимости поддаются измерению из месяца в месяц и находятся под прямым контролем руководителей производственных отделений.

В-шестых, управление информацией , которая преимущественно используется для контроля и не предназначена для свободного распространения внутри компании и других заинтересованных организаций. Целью сбора информации является подготовка стратегических решений верхними этажами корпорации. Информационным технологиям принадлежит скорее операционная роль, поскольку в процессе сбора и обработки стратегической информации участвуют сравнительно немногие. По мере того как при децентрализации информационного процесса компании начинают использовать электронные сети для обмена информацией между менеджерами, информационные технологии могут обрести стратегическую роль.

Информационная технология сама по себе не дает конкурентных преимуществ. Ее нужно использовать для поддержки стратегии конкуренции. Для информационных систем управления конкуренцией главное - не информационная технология, а формула конкуренции, ключевые для нее факторы успеха и приданные ей информационные науки. Информационные науки собирают и обрабатывают информацию, важную для ключевого фактора успеха.

В-седьмых, управление изменениями , которое предполагает использование международной компанией два основных типа непрерывных изменений:

•   во-первых, безостановочный процесс улучшения, или, как говорят японцы, «кайзен» (kaizen);

•   во-вторых, спонтанная управленческая инициатива, или «интрапренерство» (Entrepreneur (англ.) – предприниматель. “Entrepreneurship” – искусственно образованный термин, показывает, что это «предпринимательство наоборот», проводимое нетрадиционными методами).

Выбирая путь изменений, менеджеры должны помнить, что перемены слишком неопределенны, чтобы их можно было предсказать. Силы перемен и сопротивления могут повести себя совершенно неожиданно, заставляя организацию постоянно к ним адаптироваться. Для различных ситуаций подходят различные рецепты проведения перемен. Но все изменения в международной компании последовательно проходят три основные фазы: предоставление возможности изменений, их проведение и подготовка к следующей перемене. (Важно различать степени интенсивности «сил перемен».)

К основным видам международного менеджмента также относят: управление материально-техническим снабжением и сбытом готовой продукции, управление персоналом (социальное управление), управление эккаунтингом (процесс сбора, обработки и анализа данных о работе организации).

Сущность международного менеджмента проявляется в его функциях , т.е. в совокупности задач, которые он призван решать. Управленческая деятельность - это сочетание различных функций (видов деятельности), каждая из которых направлена на решение специфических, разнообразных и сложных проблем взаимодействия между отдельными подразделениями компании.

Содержание каждой функции управления определяется спецификой задач, которые решаются в рамках функции. Поэтому сложность производства и его задач определяет всю сложность управления и его функций.

В условиях международной компании функции расширились, усложнились и дифференцировались в связи с ростом масштабов хозяйственной деятельности, диверсификацией и интернационализацией производства. Управленческие функции выполняются в международных компаниях специальным аппаратом, состоящим из взаимодействующих между собой подразделений. За каждым из них закрепляются свои специфические функции. Их выполнение связано с решением конкретных задач, входящих в сферу деятельности соответствующего органа управления. А это требует применения определенных, методов и средств.

Главной функцией международного менеджмента является стратегическое   планирование , потребность которого вытекает из огромных масштабов обобществления производства. По своей сути процесс стратегического планирования является основой функционирования всех управленческих функций, так как обеспечивает четкий способ оценки цели корпорации и основу для управления членами организации. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в корпорации, используя четыре основных вида управленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптацию к внешней среде, внутреннюю координацию и организационное стратегическое предвидение.

      В современных условиях эта функция дополняется функцией маркетинга , что позволяет значительно расширить горизонты планирования. Эффективность стратегического планирования возможна лишь при учете внутренних сильных и слабых сторон организации. В распоряжении организации имеются четыре стратегические альтернативы - ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих вариантов. Руководство корпорации выбирает стратегию после того, как проведет анализ внешних возможностей и опасностей, внутренних сильных и слабых сторон и оценит все свои альтернативы и варианты.

Реализация и контроль стратегического плана осуществляется посредством организационной функции . Успешная реализация плана требует долгосрочных и краткосрочных программ, политики, процедур и правил. Она также предусматривает интеграцию стратегического плана в структуру корпорации через бюджет и управление се целями. Существенное значение имеет постоянная оценка реализации плана для определения его правильности и выявления проблем.

Реализация задач корпорации осуществляется посредством деятельности людей. Однако в условиях специализации и разделения труда, особенно международных, необходимо четко определять и координировать отношения между людьми и подразделениями международной компании, иначе эффективность специализации будет потеряна.

Эту «миссию» берет на себя третья функция международного менеджмента - функция координации . Делегирование полномочий является основным процессом, посредством которого руководители корпорации устанавливают формальные взаимоотношения людей в организации. Делегирование редко бывает эффективным, если руководство компании не придерживается принципа соответствия, согласно которому объем полномочий должен соответствовать делегированной ответственности.

В результате делегирования прав и обязанностей возникает единая система, охватывающая всю организацию сверху донизу и позволяющая наиболее эффективно распределять поставленные задачи между ее сотрудниками.

Продуктивное выполнение принятых решений и полученных работ непосредственно связано с реализацией потенциальных возможностей работников, деятельность которых должна быть мотивирована.

 Функция   мотивации  - это процесс стимулирования кого-либо к деятельности, направленной на достижение целей организации.

Вследствие доминирующей роли социально-экономических условий различные методы мотивации могут оказываться эффективными даже тогда, когда они основываются на некорректных допущениях (например, концепция «экономического человека» А. Смита). Современные теории мотивации основаны на результатах психологических исследований и делают основной упор на определение перечня и структуры потребностей людей. Потребности, как правило, удовлетворяются вознаграждениями. Причем относительная значимость различных потребностей людей при работе компании на международном уровне может меняться в различных странах, в особенности, если они находятся на разных уровнях развития.

Результаты деятельности организации и ее сотрудников необходимо время от времени проверять, оценивать и корректировать. Это составляет содержание контрольной функции  международного менеджмента. Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен. В условиях функционирования международной компании контроль является особенно трудным делом из-за большого числа различных областей деятельности и коммуникационных барьеров. Результативность контроля можно улучшить, если периодически проводить консультации ведущих менеджеров в штаб-квартире организации и за границей. Особенно важно не возлагать на иностранных управляющих ответственность за решение тех проблем, которые от них не зависят.

Проблема исследования функций международного менеджмента в современных условиях является наиболее актуальной, противоречивой и трудоемкой, так как они не являются неизменимыми, раз и навсегда сформировавшимися. Она непосредственно связана с проблемой организации аппарата управления международной компанией, совершенствованием всей системы руководства научно-технической и производственно-сбытовой деятельностью. Необходимо также учитывать экономические рычаги и инструменты, которые позволяют рассматривать эти формы достаточно полно и эффективно.

Следовательно, функции международного менеджмента проявляются более полно в условиях комплексного подхода к организации деятельности международной компании, применения целевого управления и создания программно-целевых структур, с помощью которых выполняются поставленные перед компанией задачи. Поэтому в процессе реализации указанных выше функций важную роль играет звено управления, т.е. бизнес-единиц (производственных отделений и дочерних компаний), что в итоге и обеспечивает эффективную деятельность международной компании в современных условиях.

Конфликтология
Техническая защищенность информационных систем
Технические средства технологической среды информационной системы
Технологическая политика МНК
Технологический обмен
Клиент-сервер
Технология создания анимационных программ
Управление организационным поведением
Типовое проектирование информационных систем
Типы и виды управленческой информации
Типы изменений в организации