Виды и модели организаций

В теории организации выделяют 4 типа моделей организации отражающих эволюцию теоретических концепций, определяющих сущность самих организаций, роль доминирующих функций менеджмента, а также критерии применяемые для оценки эффективности их деятельности:

Механистическая модель организации ( М. Вебер)

- организация представляется как модель управления. а человек, как «винтик» большого механизма. Жесткая определенность связей, взаимосвязь подсистем, выстроенность линий управления, иерархичность –вот основные характеристики данной модели. Эта модель выстраивается по принципу максимально четкого распределения обязанностей между всеми членами организации, упорядочения любых взаимодействий в организации на основе четкой иерархии. Роль каждого члена строго ограничена его местом в организации.

Органическая модель организации.

Организация в ней выступает как социальный квази-природный организм. «Квази-природный» в данном случае означает «как бы природный», похожий на природный по ряду признаков, но, на самом деле, таковым не являющийся.". Иными словами, это живая система, заботящаяся о выживании и приспособлении к окружающей среде. Внутренние отношения в такой организации строятся на основе взаимозависимости и взаимоответственности. Структуры и механизмы координации формируются и функционируют как самовозникающие и стихийно (гомеостатически) поддерживаемые подсистемы.

Патерналистская модель.

Организация представляется как частный случай человеческой общности, группа, объединенная отношениями «родства». В основе ее построения и функционирования — «семейные» отношения и иерархия.

Конвенциональная модель.

 В основе конвенциональной модели< лежат базовые принципы символического интеракционизма. Организация в ней представляется как комплекс договоренностей (конвенций), ролей, значений и толкований, созданный на основе разделяемых ценностей, традиций и обычаев, а в основе отношений — конвенции. Все люди в организации — носители значений, трактовок, мифов и т.д. Коллеги в процессе общения трактуют высказанное или сделанное другими коллегами по-своему, делая из этого определенные выводы и соответственно действуя.

Конфликтно-игровая модель организации.

 Данная модель организации может быть рассмотрена как разновидность конвенциональной, но с рядом отличий, привнесенных постмодернизмом. Организация представляется как механизм общения, который регулирует взаимодействие между членами и подгруппами организации и обмен деятельностями на основе столкновения разнообразных интересов в процессе «организационной игры». В организации, построенной на основе данной модели, образуется интерактивное поле, характеризующееся относительно высокой неопределенностью, неуверенностью, а также большой свободой

участников взаимодействия. В основе конфликтно-игровых отношений — борьба за власть, доступ к информации и, одновременно, сотрудничество и компромиссы, обусловленные определенными ограничениями (налагаемыми структурой, полномочиями и т.д.) — сценариями, если продолжать игровые аналогии

Политическая модель организации.

Данная модель организации представляется как своеобразное мини-государство со всеми его атрибутами. В такой организации четко соблюдается принцип разделения властей, существует своя система «сдержек и противовесов», баланс влияний и тому подобные вещи. Система управления

достаточно жестко централизована, власть делегируется только сверху вниз. Целью существования организации является некий «высший интерес», который хорошо понимается и формулируется руководством, но не всегда понятен рядовым сотрудникам. Кроме того, в политических моделях широко  используются так называемые политические методы управления — выборы, договоры, создание групп и «партий» и т.д.

Для эффективного управления организацией  важно знать, какое место занимает она в системе аналогичных объектов, существует ли ниша, которую занимает организация, и как  определить те организации, которые сравнимы с управляемым объектом по тем или иным параметрам, чтобы использовать их опыт. Эти и другие вопросы идентификации бизнеса напрямую связаны с классификацией организаций, их группировкой по тем или иным признакам.

В управленческой литературе приведено несколько способов классификации организаций. В некоторых случаях классификация осуществляется без основательной критериальной базы, что приводит к неясностям и путанице при идентификации организаций и отнесению к тому или иному классу (группе). В соответствии с проведенным обобщением все разнообразие организаций подразделяется на классы или виды, каждый из которых объединяет организации, однородные по тому или иному критерию, что представлено в табл. 1

Таблица 1

Классификация организаций

Признак классификации

Виды организаций

Критерий формализации (принцип построения и функционирования организаций)

Критерий формы собственности

Критерий численности занятых

Критерий участия в различных секторах производства (по виду и характеру хозяйственной деятельности)

• формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы;

• неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.

• частные;

• государственные и муниципальные;

• иные.

• крупные;

• средние;

• малые. В качестве классификационных признаков такого деления чаще всего используют такие легкодоступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот) и балансовая стоимость активов. В России, начиная с 1996 г., используется комбинированный подход, т.е. на практике применяют комбинацию критериев для отнесения организации к той или иной группе.

• организации отраслей первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, включают организации и предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйств, угольной промышленности и т.д.;

• организации отраслей вторичного цикла, в состав которых входят организации и предприятия обрабатывающей промышленности, например, машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т.д.;

• организации отраслей третичного цикла, организации и предприятия которого оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отраслей первых двух секторов. Это банки, страховые компании, образовательные учреждения, туристские агентства, розничная торговля и др.;

Критерий отношения к прибыли

Критерий принадлежности к основным структурным элементам общества

Критерий сферы и масштаба  деятельности

экономики, которые занимаются такой прогрессивной и быстроразвивающейся сферой человеческой деятельности, как информационная технология. Этот сектор сформировался сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всем мире увеличивается роль информации в управлении большими и сложными системами.

• коммерческие, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

• некоммерческие, которые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

• государственные организации (федерального уровня, субъектов РФ и муниципальные);

• организации гражданского общества (коммерческие и некоммерческие).

• национальные;

• иностранные;

• смешанные;

• международные коммерческие организации

Типы информационных систем
Система организационного обеспечения инвестиционного менеджмента
Системный анализ информационно-вычислительных комплексов и технологий
Системный подход современной теории организации
Системы организаций
Ситуационные модели руководства
Ситуационный анализ характера эффективного лидера
Гостиничный менеджмент
Типы конфликтов в организации
Типы организационной структуры банка