Важнейшие уровни аппарата управления

Аппарат управления в крупных компаниях имеет три основных уровня управления (табл. 1).

Высший уровень управления (Top managment) включает совет директоров (наблюдательный совет), правление. Средний уровень управления (Middle managment) представлен центральными службами. Низовой уровень управления (Low managment) содержит производственные отделения и производственно-хозяйственные группы.

Таблица 1

Важнейшие уровни аппарата управления в крупных фирмах

Высшее руководство фирмы и его функции

Распределение функции в высшем руководстве (Top managment) между советом директоров и правлением можно определить так: совет директоров осуществляет выработку общей политики, а правление  ее практическую реализацию.

Совет директоров (Board of directors) избирается на общем собрании акционеров . Во главе совета директоров стоит председатель. Название «совет директоров» характерно для американских, английских и японских компаний. Во французских компаниях это административный или наблюдательный совет, а в германских  наблюдательный совет.

Совет директоров организует и направляет операции всей фирмы, принимает решения, являющиеся основой для оперативной деятельности правления. Решения совета директоров содержат целевые установки долгосрочного характера, в рамках которой определяется вся управленческая деятельность. Совет директоров является координирующим органом, согласующим и увязывающим между собой деятельность различных служб управления на различных уровнях, обеспечивающим проведение единой линии в руководстве фирмой.

В функции совета директоров входят:

-выработка генеральной стратегии и долгосрочных планов развития фирмы исходя из основных направлении ее хозяйственной деятельности;

-определение структуры капитала, распределение ресурсов, диверсификация производственных программ;

-осуществления внутрифирменной координации деятельности всех подразделений;

-контроль выполнения исполнительным звеном решений, принятых высшим управлением, оценка его управленческой деятельности.

Правление возглавляется президентом и состоит из нескольких членов, назначаемых советом директоров, которые либо руководят определенными закрепленными за ними участками работы, либо только принимают участие в решении вопросов на заседаниях правления.

Правление разрабатывает текущую хозяйственную политику фирмы и следит за ее выполнением.

В качестве главных и наиболее общих функций правления можно выделить:

-текущее планирование;

-руководство научно-исследовательскими работами, производством и сбытом;

-выработка конкретного курса действий, программ и методов, предназначенных для реализации глобальных целей компании и руководства по их выполнению;

-принятие решений по организационным формам управления;

-делегирование полномочий на более низкие уровни управления;

-проведение кадровой политики;

-контроль финансового положения предприятия;

-утверждение ежегодных и квартальных бюджетов компании;

-контроль прибыльности операций;

-обеспечение внутрифирменных связей и расчетов.

Важнейшим критерием оценки деятельности правления является обеспечение стабильных прибылей, оптимального объема продаж на рынке, высокого качества и новизны продукции, а также предоставляемых потребителю услуг.

Центральные службы и их функции

Центральные службы (Staffs) обеспечивают координацию работы соответствующих функциональных подразделений в производственных отделениях, которая осуществляется по следующим трем основным направлениям функциональных связей:

-по организации и обслуживания производственного процесса в рамках фирмы в целом;

-между центральной службой планирования и аналогичными службами в производственных отделениях;

-по линии учета и контроля.

Производственные отделения и производственно-хозяйственные группы

Производственные отделения (Divisions) являются самостоятельными хозяйственными подразделениями в вопросах: маркетинга, научных исследований и разработки новой продукции, производства (включая технологию), сбыта, учета и отчетности, подбора и расстановки кадров. Они несут всю ответственность за результаты своей деятельности: рентабельность производства и в конечном итоге  получение прибыли. Поэтому производственные отделения именуются «центры прибыли».

Производственно-хозяйственные группы (или стратегические центры хозяйствования  Strategic business units) являются внутрифирменными организационными подразделениями, содержащими несколько производственных отделений и отвечающими за выработку стратегических позиций фирмы в одной или нескольких областях хозяйствования и за конечный результат своей деятельности. Их целью является координация деятельности подчиненных производственных отделений, начиная с разработки и внедрения в производство новой продукции и кончая ее реализацией и организацией технического обслуживания. Контролируя производственно-сбытовую деятельность производственных отделений, производственно-хозяйственная группа корректирует их деятельность исходя из важнейших стратегических решений компании в целом.

Принятие управленческих решений
Природа и классификация лидерства
Природа и состав функций менеджмента
Природа международного управления человеческими ресурсами
Обоснование инвестором наилучшего решения
Анализ стратегии инвестирования
Процесс коммуникаций
Процесс кредитования
Принятие решений