Бихевиористкое направление менеджмента

Бихевиористский  научный подход как одна из областей гуманистического менеджмента предполагает использование научных методов и исследований для изучения поведения людей. Данное направление основывается  на социологии, психологии, антропологии, экономике и других дисциплинах.

Главная задача приверженцев бихевиоризма – идентификация и анализ движущих мотивов поведения работника и его взаимодействия с другими людьми в организационной среде.

К данному управленческому   течению относились такие ученые как В. Д.   Скотт, М. П. Фоллет, Ф. Герцберг, Лайкерт, Д. Карнеги,    Р. А. Маккензи, М. Вудкок, М. Смолл, М. А. Робер, Ф. Тильман, упомянутые нами ранееА. Маслоу и Д. Мак - Грегор и др.

Преподаватель Северо–Западного  университета (г. Чикаго) Вальтер Дилл Скотт (1869- 1955) выступал за то, что менеджеры должны смотреть на рабочих не только сквозь призму их экономических интересов, но и социальных, с точки зрения общественного признания их заслуг, включения их в группы т.п.

Известный теоретик менеджмента Мэри Паркер Фоллет (1868- 1933) считала, что для успешного управления менеджер должен отказаться от формальных взаимодействий с рабочими, быть менеджером, признанным рабочими, а не опирающимся на должностную власть.

По мнению М. П. Фоллет, менеджмент - это «искусство добиваться результатов  посредством действий других». Менеджер должен исходить из ситуации и управлять в соответствии с тем, что диктует ситуация, а не с тем, что предписано функцией управления [].

Элементы бихевиористского подхода можно обнаружить в любой компании. В соответствии с данным подходом отношения современных менеджеров к стратегии и структуре организации было во многом сформировано влиянием социальных и экономических факторов. Психология же определяет такие аспекты деятельности менеджеров, как мотивация, коммуникация, лидерство, общие принципы управления людьми.

Многие концепции менеджмента возникли и развивались под влиянием бихевиористского научного подхода, хотя в этой сфере много неразработанных вопросов. Многие проблемы, имеющие место в практической жизни, не получили теоретического обоснования. Например, в теории управления практически не учитывается деление работников по темпераменту, не изучены специфические возможности коллектива в зависимости от вероисповедания, возраста, пола, образования. Поведенческая школа носит скорее эмпирический, чем теоретический характер.

Итак, представители поведенческого подхода в управлении считали, что предметом психологии является не сознание, а поведение как реакция на воздействие среды, что правильное применение науки о поведении всегда  приводит к повышению эффективности. Хотя очевидно, что в практической деятельности политика человеческих отношений эффективна для отдельных людей и только в определенных ситуациях.

Предприятие как объект управления
Преимущества комплексной информационной системы управления на предприятии
Преимущества и недостатки покупки и разработки ИТ и ИС
Преимущества международных экономических операций
Приёмы менеджмента на фирмах-потребителях, производителях
Прибыль предприятия
Примеры гостиничных анимационных программ
Принципы и этапы построения корпоративной информационной системы
Принципы повышения производительности труда