Основы банковского менеджмента

Банковский менеджмент: сущность, определение

Эффективность деятельности кредитных организаций во многом определяется состоянием банковского менеджмента.

Банковский менеджмент - это система управления кредитной организацией, основанная на использовании современных эффективных форм, средств и методов управления банковской деятельностью в условиях рыночной экономики. Она представляет собой воздействие субъекта управления на объект управления для достижения поставленной цели.

В сфере банковской деятельности в качестве субъекта управления выступают органы управления кредитными организациями. Объектами управления в кредитных организациях являются денежные ресурсы банка и их движение (финансовый менеджмент), организационные структуры банковской системы (отдельного банка) и персонал банка.

Разделение банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рассматривать как деятельность, связанную с внутрибанковским регулированием и направленную, в первую очередь, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора.

Банк - это организация, которая осуществляет управление капиталом: собственным и заемным. При этом капитал рассматривается с позиции самовозрастающей стоимости или с позиции его приращения. Но понятие "капитал" можно рассматривать и с позиции чего-либо основополагающего в развитии социально-экономических процессов. Это определение капитала представляет собой отношения между людьми, определяющие успех их общей деятельности в социально-экономических процессах. Поэтому управление человеческим капиталом - это отношение к человеку в процессе управления кредитной организацией, понимание роли человека при достижении конечного результата или цели самой организации. Для банка в качестве основополагающей цели или в роли конечного результата могут выступать прибыль, ликвидность, устойчивость, имидж и другие параметры, которые он выделяет в рамках своей миссии или философии существования в обществе. Сфера функционирования банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимое условие эффективного менеджмента в коммерческом банке. Поэтому процессы управления человеческим капиталом должны происходить в неразрывной связи с управлением собственным и заемным капиталом, обеспечивая его эффективное использование в интересах банка и его клиентов.

Вышесказанное предопределяет структуру основных задач банковского менеджмента с учетом их содержания.

Структура банковского менеджмента

1.   Банковская политика

-      Постановка главных задач, выделение основной цели существования банка;

-      Разработка комплексных программ и проектов, обеспечивающих достижение основных целей существования банка;

-     Разработка методологии управления деятельностью банка;

-       Разработка организационной структуры банка в соответствии с выбранной политикой развития банка;

-       Стратегия управления персоналом банка:

- в области организации работы персонала;

- в области мотивации персонала;

- в области определения эффективности работы персонала;

- в области стимулирования инновационного потенциала персонала;

- в области продвижения персонала.

Например, денежно-кредитная политика ЦБ РФ, кредитная политика коммерческих банков и т.п.

2.   Банковский маркетинг

Традиционно маркетинговая деятельность предполагает реализацию следующей последовательности: маркетинговое исследование → сегментирование → позиционирование → ценообразование → реклама → продажи.

Выделим ключевые задачи для банковского маркетинга:

-       Установление существующих и потенциальных рынков банковских услуг;

-      Выбор конкретных рынков и выявление потребностей банковской клиентуры;

-       Установление долго- и краткосрочных целей для развития существующих и создания новых видов банковских услуг;

-       Внедрение новых видов услуг в практику и контроль банка за реализацией программ внедрения.

3.   Создание банковских продуктов

-       Разработка методов изменения состояния, свойств, формы денежных средств в процессе деятельности банка для удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов банка;

-      Внедрение новых банковских технологий обслуживания клиентов.

4.   Формирование клиентской базы банка, обслуживание клиентов, продажа услуг

-      Укрепление позиций на освоенных сегментах рынка банковских услуг (кредитных, операционных, инвестиционных, трастовых) для привлеченных групп клиентов (хозяйствующие субъекты, государственные учреждения, физические лица);

-       Завоевание новых рынков банковских услуг;

-      Повышение конкурентоспособности, расширение ресурсной базы банка, создание дополнительных доходоприносящих денежных потоков.

5.   Экономика и финансы

-       Получение прибыли;

-      Приращение капитала;

-      Управление ликвидностью, рисками и прибылью;

-       Обеспечение стабильности развития банка;

-      Обоснование финансовых решений;

-       Управление издержками банка.

6.   Информационно-аналитическое обеспечение

-       Создание информационно-аналитической системы планирования и реализации финансовых операций.

7.   Администрирование

-       Приведение организационной структуры банка и квалификации персонала в соответствие с выбранной стратегией развития банка.

Особенности банковской деятельности дают основание рассматривать банковский менеджмент в качестве обособленной системы управления.

К особенностям можно отнести:

-       обязательность государственного регулирования банковской деятельности;

-      финансовое посредничество, связанное с организацией расчетов и размещением привлеченных денежных средств юридических и физических лиц;

-      высокая степень кредитного, процентного, валютного и других рисков;

-      конфиденциальность информации об операциях по банковским счетам клиентов и партнеров;

-       необходимость обеспечения безопасности банка и его персонала (физическая безопасность, а также информационная и IT-безопасность);

-       другие особенности.