Бизнес-план для привлечения инвестиций

В своей текущей деятельности предприятия довольно часто сталкиваются с вопросами по подготовке бизнес-плана. Бизнес-план нужен там, где планируются какие-то изменения в компании, требующие финансовых вложений (получение кредитов, вложение собственных средств).  С одной стороны, редко кто даст деньги просто так – без информации о направлениях их использования, сроках и гарантиях возврата.   С другой стороны, прежде чем брать деньги надо оценить насколько они «дешевы», за счет чего мы сможем их вернуть и как быстро (даже если мы вкладываем собственные средства). На эти и другие вопросы призван ответить бизнес-план.

Бизнес-план – это  документ, в котором содержится необходимая информация об инвестиционном проекте. Разработка такого документа – это комплексный процесс, который потребует объективной оценки всей необходимой информации, требующейся для его подготовки.

Бизнес-план может быть использован в качестве внутреннего документа при планировании деятельности и в качестве коммерческого предложения для внешней стороны – инвестора, кредитора. В последнем случае  бизнес-план служит обоснованием того, что существуют реальные возможности достижения поставленных в нем целей и компания достаточно компетентна  для их достижения и способна отвечать по своим обязательствам. Таким образом, требования, предъявляемые к бизнес-плану, являются условием самосовершенствования системы управления и создания эффективной управленческой стратегии. Он должен отражать все составляющие инвестиционного проекта. Ниже приведены краткие характеристики основных разделов бизнес-плана. Структура и содержание документа зависят от специфики инвестиционного проекта (например, от его масштабности). Поэтому при разработке плана необходимо придерживаться принципа «разумной достаточности». Дальнейшее описание разделов бизнес-плана направлено на инвестиционные проекты действующих предприятий, ориентированных на привлечение внешних инвесторов.

1. Титульная страница
Титульная страница бизнес-плана содержит следующие реквизиты:


1) Название компании;

2) Адрес компании;

3) Телефон компании;

4) Название, статус, адреса, телефоны собственников;

5) Параграф описывающий компанию и характер бизнеса;

6) Потребность в финансировании; 

 7) Месяц и год составления бизнес-плана;

8) Имена составителей.

2. Резюме.

Раздел должен показать потенциальным инвесторам привлекательность проекта. Резюме – это «концентрированное» описание инвестиционного проекта: его идей; шагов, осуществляемых для реализации идей; требуемых затрат; итоговых показателей.  Содержание резюме должно очень четко отражать идею проекта, требуемые ресурсы, возможные риски и результаты реализации проекта в цифрах.  В данном разделе отражается:

-   Основная идея проекта

-   Планируемые результаты от его реализации

-   Показатели эффективности инвестиций, которые характеризуют соотношение доходов и затрат, связанных с проектом: срок окупаемости (простой,  дисконтированный), внутренняя норма доходности (IRR), чистая текущая стоимость (NPV),  индекс доходности инвестиций (IP). Финансовую состоятельность проекта характеризует модель расчётного счета проекта, график привлечения и возврата кредита. 

Инвесторы начинают знакомство с проектом с резюме и нередко, рассмотрение проекта на этом разделе и заканчивается. В связи с этим необходимо отнестись к написанию резюме  с особым вниманием – к чёткости, понятности и содержательности его информации.

3. Информация о предприятии .

В разделе необходимо чётко и структурировано отразить информацию о предприятии (если проект осуществляется на действующем предприятии).

Первую часть раздела необходимо отвести для описания истории создания, области деятельности, динамики развития предприятия. Вторая часть должна содержать анализ деятельности предприятия за предшествующий период: отражаются финансово-хозяйственные показатели работы предприятия за последний отчётный год. По сути, эта часть представляет собой краткую аналитическую записку, в которой производится анализ финансового состояния предприятия. Если предприятие имеет ранее привлеченные кредиты, необходимо указать условия и график возврата средств.

По возможности, следует провести сравнительный анализ показателей деятельности предприятия со среднеотраслевыми значениями (если есть доступ к информационным базам).

4.  Информация об отрасли

В этом разделе приводятся результаты анализа характера отрасли (развивающаяся, стабильная, стагнирующая). Отражается информация о положении дел в отрасли: общая характеристика объёмов и динамики производства и потребления продукции (в целом по стране, а также по регионам, в которых предполагается реализация продукции проекта), динамика импорта. Можно привести прогноз развития отрасли.

5. Продукция

В разделе приводятся характеристики продукции (услуг) проекта, приводится описание продуктов-аналогов и проводится сравнительный анализ продукции проекта с продуктами-аналогами, заменителями. Акцент следует сделать на преимуществах продукции по отношению к конкурентам.

6. Производственный план.

Определение и аргументация выбора производственного процесса и оборудования – основная задача этого раздела бизнес-плана. Здесь приводится краткое описание производственного процесса и технологии производства, которое будет понятно неспециалисту, приводится перечень, стоимость, условия поставки и условия оплаты необходимого оборудования, перечень работ. Если предполагается аренда оборудования, то определяются условия аренды. В разделе  также даётся описание потребности в сырье и материалах для производства продукции (предоставления услуг).

25.  Потребители. Сбытовая политика.

Доказать, что реализация продукции (предоставление услуг) не вызовет серьезных проблем – основная цель этого раздела. В разделе должен быть приведен прогноз спроса на продукцию, география его распределения, структура, прогноз динамики развития различных сегментов, определены спросообразующие факторы и построен прогноз их динамики. Приводится характеристика основных потребителей продукции.

Дается характеристика планируемых методов продвижения и каналы сбыта продукции.

8.Ценообразование.

В этом разделе дается характеристика ценообразования  - метода установления цены на продукцию, рассматриваемую в проекте. Определяется себестоимость продукции, основные ее составляющие, конечная цена на продукцию и возможные скидки. Анализируется конкурентоспособность товара по цене. Приводится прогноз продаж продукции.

9. Конкуренция

В разделе приводится характеристика и анализ потенциальных конкурентов: численность персонала, структура затрат на производство, планируемые капиталовложения, объёмы продаж, система организации сбыта и производства, организационная структура и другое. Степень анализа зависит от доступности информации. Производится анализ слабых и сильных сторон конкурентов.

Определяются основные факторы конкурентоспособности предприятия: внутренние и внешние факторы конкурентоспособности. Оценка сильных и слабых сторон продукции и услуг компании, предложения по повышению ее конкурентоспособности, предложения по корректировке продуктовой стратегии, системы сбыта и продвижения и повышению квалификации сбытового персонала – все это должен в этом разделе потенциальный инвестор.

10. Поставщики

Приводится краткое описание поставщиков сырья и материалов. Определяются альтернативные источники снабжения сырьем и материалами. Дается  характеристика по группам сырья и материалов  в разрезе поставщиков (условия поставки, оплаты).

11. Организационный план

В этом разделе должна быть приведена характеристика системы управления проектом и описание организационной структуры предприятия. Определяется численность персонала, планируемые затраты на оплату труда. Дается характеристика формы собственности

12. Рабочий график реализации проекта

Здесь следует описать временной график реализации проекта и проведения запланированных мероприятий. Приводится график осуществления капитальных вложений, выполнения работ, производственный график: начало производства продукции, выход на проектную мощность, объёмы производства в периоды сезонных колебаний.

13. Финансовый план

Раздел предназначен для определения эффективности и финансовой состоятельности проекта. Он является ключевым разделом бизнес-плана. Составление этого раздела  один из самых ответственных моментов. На основании данных финансового плана производится анализ коммерческой привлекательности проекта.

Здесь должна быть отражена информация о планируемых доходах проекта (объёмы реализации), текущих затратах проекта, об инвестиционных затратах (капитальные вложения, прирост оборотного капитала), планируемые источники финансирования, их структура (собственные, заемные), графики, условия привлечения и возврата заёмных источников финансирования. Обязательно должны быть приведены прогнозные формы финансовой отчётности: Отчёт о прибыли, Отчёт о движении денежных средств, Баланс. Приводится сводная характеристика эффективности проекта. Даётся краткая интерпретация показателей.

Первая группа – показатели эффективности инвестиций. Классически выделяют следующие показатели:

Срок окупаемости инвестиций (простой и дисконтированный). Рассчитывается на основании чистого денежного дохода (простого и дисконтированного). Чистый денежный поток – сумма притоков и оттоков денежных средств. Дисконтирование – приведение денежных потоков разных интервалов планирования, к начальному моменту времени (первому интервалу планирования). Суть дисконтирования заключается в том, что мы принимаем разновеликую стоимость одной условной денежной единицы в разные периоды времени. Так вот, дисконтирование, по сути, это учет упущенной экономической выгоды от использования наших финансовых ресурсов. Использование дисконтирования предполагает расчёт коэффициента дисконтирования (на каждый интервал планирования), на который умножается величина чистого денежного потока каждого интервала планирования. Он рассчитывается на основании ставки сравнения.

Внутренняя норма доходности (IRR). Это показатель, который показывает, при какой ставке сравнения, чистая текущая стоимость проекта становится равной нулю. Для расчёта подбираем такую ставку сравнения, при которой  значение дисконтированного чистого денежного потока на протяжении периода времени, обычно срока жизни проекта, становится равным нулю.

Чистая текущая стоимость проекта (NPV). Показывает накопленный дисконтированный доход (или убыток) проекта. Рассчитывается как сумма дисконтированного чистого потока денежных средств.

Вторая группа – показатели финансовой состоятельности проекта.

Это максимальная ставка процентов по кредиту и остаток свободных денежных средств на прогнозном расчёте проекта. Проводится анализ рисков осуществления проекта . Для этого могут быть проанализированы границы изменения основных исходных параметров проекта, при которых проект остается безубыточным. При оценке проекта на действующем предприятии строится прогнозный финансовый план предприятия без учета реализации проекта, финансовый план проекта, финансовый план предприятия с учетом реализации инвестиционного проекта.

14. Приложение (Сопровождающие документы)

Приложение обычно содержит материалы, которые не обязательно должны быть приведены в основном тексте. Только те документы, которые представляют непосредственный интерес для потенциального инвестора должны быть приведены полностью. В части остальных, можно ограничиться краткими заметками. Ссылки на какие-либо документы, используемые в приложении, должны быть сделаны в самом бизнес-плане.

Понятие и виды функций менеджмента
Понятие и изучение информации
Порядок формирования ФПГ
Последипломное обучение кадров
Поставщики услуг в туристской практике
Построение организационных структур
Классификация информационных продуктов и услуг
Принципы оценки инвестиционных проектов, портфеля