Банковский менеджмент и его составляющие

Банковский менеджмент — система управления, обеспечивающая непрерывность деятельности банка, его устойчивость, сохранность и доходность ресурсов банка и его клиентов; а также адаптивность к изменению стоимости национальной и денежной единицы, эффективность использования всех имеющихся материальных и денежных ресурсов в экономике.

Банк как коммерческая организация ставит своей задачей получение максимально возможной прибыли с ограничением возможных потерь по рискам, присущи банковским операциям.

Успешное решение проблемы оптимизации соотношения «прибыльность-риск» при проведении кредитных операций банка во многом определяется применением эффективных приёмов банковского менеджмента.

Умение рисковать в разумных пределах — один из элементов культуры предпринимательства в целом, а банковской в особенности. Надежность управления банком определяется следующими характеристиками:

  • компетентностью руководства в стратегическом анализе, планировании, разработке политики и в управленческих функциях;
  • качеством планирования;
  • управлением рисками (кредитными, процентными, валютными);
  • управлением ликвидностью банка;
  • управлением человеческими ресурсами;
  • созданием систем контроля: аудит и внутренний аудит, мониторинг доходности, ликвидности рисков;
  • единой информационной технологией: комплексной автоматизацией документооборота, бухгалтерского учета, текущего анатиза и контроля, стратегического планирования.

Совокупность перечисленных выше условий проявляется при реализации банковского менеджмента и его составляющих.

Банковский менеджмент - система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере:

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ является основной составляющей банковского менеджмента (БМ) и заключается в управлении процессами формирования и использования денежных ресурсов.

ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ БМ - денежные средства, находящиеся в распоряжении банка, а также система их формирования, распределения и использования.

СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ БМ - высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Банковский бизнес ориентируется не только на получение прибыли, но и на обеспечение сохранности взятых взаймы денежных средств, т.е. на надежность и доверие вкладчиков. Банковский менеджмент состоит из двух крупных блоков:

  • управление финансово-экономической деятельностью банка (финансовый менеджмент);
  • управление персоналом.

Направления банковского менеджмента

Содержание банковского менеджмента составляют планирование, анализ, регулирование, контроль.

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ориентировано на составление альтернативных бюджетов, учитывающих необходимые затраты капитала на новые программы, и плановых балансов банка, обеспечивающих реализацию этих программ и одновременное соблюдение разработанных лимитов.

Оценка
затрат

(на расширение деятельности и стимулирование персонала)

Разработка
лимитов

(лимиты по отдельным группам риска; максимальный объем потерь не должен превышать размер собственных средств)

Построение
плана

(расчёт необходимого и достаточного уровня прибыли: определение объема активных и пассивных операций; оценка достаточности собственных средств и соответствия планируемого объема операций установленной системе лимитов)

Плановые документы (доходы и расходы, сметы затрат капитальных и административно-хозяйственных; доля в чистых активах кредитов юр- и физлиц, акционеров и инсайдеров, ценных бумаг, иммобилизованных активов; доля средств юр- и физлиц в привлеченных средствах и пр.; коэффициенты затрат, эффективности активных операций, внутренней стоимости банковских услуг и т.п.*)

Система бюджетов

(плановый бюджет банка на плановый период**)

  
* - Коэффициент затрат - рассчитывается как отношение всех расходов банка к балансовой прибыли.
Коэффициент эффективности активных операций - рассчитывается как отношение суммы процентных доходов банка и
доходов от операций с ценными бумагами за минусом суммы процентных расходов банка и  расходов  по  созданию
резервов на возможные потери по ссудам и под возможное обесценение  вложений  в  ценные  бумаги  к  остатку
размещенных ресурсов.
 
Внутренняя стоимость банковских услуг - рассчитывается  как  отношение  непроцентных  расходов  к  сумме
работающих активов.
 
Коэффициент эффективного использования привлеченных ресурсов - рассчитывается   как   отношение   суммы
работающих активов к сумме привлеченных ресурсов.
Доля просроченной задолженности в ссудной задолженности - рассчитывается как отношение  суммы  просроченной
ссудной задолженности к общей сумме ссудной задолженности.
 
** - Бюджет банка на плановый период   - совокупность стоимостных количественных показателей  доходов  и  расходов  банка 
 на  плановый  период.  Бюджет  банка складывается из совокупности бюджетов бизнес-центров банка.
  
 
- Бизнес-центры  - все обособленные структурно и функционально подразделения банка (дочерние банки, филиалы, отделения,
 управления, отделы, службы),которые в зависимости от специфики банковской деятельности могут быть отнесены к одной из 
следующих классификационных групп:
 
  - бизнес-центр прибыли  - приносящее доход подразделение, привлекающее  и/или размещающее ресурсы;
 имеет самостоятельный баланс и отчет о прибылях и убытках;
 
  - бизнес-центр  услуг  - подразделение,  оказывающее  услуги  клиентам  и/или другим подразделениям банка - центрам  
прибыли;  самостоятельного  баланса  не имеет, только отчет о прибылях и убытках;
 
  - бизнес-центр поддержки  - не  приносящее  доход  (затратное)  подразделение административного, обслуживающего и т.п. 
характера;  самостоятельного  баланса не имеет, отчет о прибылях и убытках - только по статьям расходов на содержание и 
обслуживание сотрудников.  
 
- Бизнес-центры   учета  - бизнес-центры  возникновения  доходов  и  расходов (центры прибыли и центры затрат).  
Состав  и  иерархия  бизнес-центров  учета, которая, как правило, не совпадает с его организационной структурой,
определяют структуру бюджета банка.  
 
- Центры финансовой ответственности  - центры, включающие одновременно центры прибыли и центры затрат. Ими могут  быть 
 достаточно  самостоятельные  филиалы банка или дочерние банки.  
 
- Внешние  значения   доходов  и  расходов  бизнес-центра - соответствуют
отнесенным к бизнес-центру доходам и/или расходам системы бухгалтерского учета по балансовым счетам.
  
 
- Внутренние значения  доходов и расходов бизнес-центра - представляют собой доходы или расходы бизнес-центра, 
определенные расчетным  путем  и  отражающие вклад (или долю данного бизнес-центра) в полученном доходе  или  
произведенном расходе  банка.  Являются  инструментом  внутрибанковского  регулирования (перераспределения) доходов  и  расходов 
 бизнес-центров  и  используются  для получения количественной оценки эффективности их работы.  
 
- Общая прибыль (убыток) бизнес-центра  (центров прибыли и центров  услуг) - сумма значений внешних и внутренних доходов 
за вычетом суммы значений  внешних и внутренних расходов.

Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов и с результатами лучших банков. Материалы анализа позволяют выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в планировании и неудачи в принятии решений.

НАПРАВЛЕНИЯ

ЦЕЛИ

Оценка развития объемных показателей деятельности

Выработка стратегии развития.

Оценка ресурсной базы

Разработка депозитной политики и политики управления активами и пассивами.

Оценка состояния активов

Разработка кредитной и инвестиционной политики и политики управления активами и пассивами.

Оценка ликвидности

Определение стратегии и тактики в области управления ликвидностью.

Оценка доходности

Разработка политики в области управления прибыльностью.

Оценка деятельности банков-контрагентов

Установление лимитов кредитования.

Регулирование в системе банковского менеджмента имеет определенные особенности, обусловленные наличием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков. Система внутрибанковского регулирования (саморегулирования) направлена прежде всего на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора.

Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляют Центральный банк РФ и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком и является частью менеджмента банка. Его функции выполняют менеджеры в соответствии с их полномочиями, а также органы внутреннего аудита.

Главным назначением внутрибанковского контроля является создание оперативной системы обнаружения отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устранению.

Внутрибанковский контроль взаимосвязан с внешним контролем и состоит в проверке соблюдения законодательных и нормативных актов Центрального банка РФ, внутрибанковских инструкций и правил, предписаний внешних контролирующих органов.

Функции и принципы банковского менеджмента

Функции банковского менеджмента:

  • выбор долгосрочной стратегии банковской деятельности;
  • координация целей, управляющих воздействий и действий всех элементов системы управления;
  • организация технологического цикла банковской деятельности (формирование капитала, управление пассивами и активами и т.д.).

Принципы банковского менеджмента:

  • учет макроэкономических факторов и конъюнктуры финансового рынка;
  • учет нормативных требований Центрального Банка;
  • ориентация деятельности на рыночный спрос на услуги кредитный организаций;
  • оптимизация доходности и рисков банковских операций;
  • сочетание принципов централизации и децентрализации в управлении.

Несмотря на высокую степень регулируемости банковской деятельности каждый банк представляет собой самоуправляемую систему, имеющую собственное содержание.

Содержание процесса управления кредитной организацией:

  • постановка целей;
  • анализ управленческой деятельности;
  • прогнозирование;
  • планирование;
  • организация и регулирование деятельности всех подразделений банка;
  • мотивация деятельности персонала;
  • мониторинг (слежение), контроль и учет.

Виды банковского менеджмента

Виды банковского менеджмента:

  • стратегический (общий);
  • финансовый;
  • менеджмент персонала.

Стратегический (общий) менеджмент включает определение общей концепции развития кредитной организации, постановку целей и конкретных задач деятельности, разработку мероприятий по реализации поставленных целей, формирование оптимальной организационной структуры банка как фактора организации эффективной деятельности банка.

Финансовый менеджмент — управление финансово — экономической деятельностью банка.

Финансовый менеджмент включает:

  • управление капиталом;
  • управление активами и пассивами;
  • управление ликвидностью;
  • управление доходностью;
  • управление банковскими рисками.

Подготовка фармацевтических работников
Подходы к автоматизации управления на основе ИС
Показатели эффективности в коммерческом банке
Показатели управленческих решений при стратегическом планировании
Показатели эффективности информатизации
Покупка блока мест на условиях комитмента, элотмента
Виды деятельности туроператора
Портфельная стратегия бизнеса
Порядок организации фирмы