Банковские продукты для предприятий

Как любой субъект рынка, банк создают такие продукты, которые нужны другим субъектам. Вы конечно имеете представление об экономике фирм и домохозяйств, но давайте еще раз посмотрим на них,  как на потребителей банковских продуктов.

Начнем с фирм, которые все же привычнее обозначать термином компания.  В первую очередь, компании нуждаются в кредитах. В теории финансового менеджмента, мы изучали, что использование займов (а среди них львиную долю занимают банковские кредиты) позволяет получать эффект финансового рычага.

Возьмем компанию активы которой составляют 300 тыс.руб., которая выпускает 2000 шт. изделий в год, с переменными затратами 20 руб./шт. и постоянными расходами 140 000. руб. Если цена за одно изделие составляет 120 руб./шт., то чистая прибыль[] равна 60 000. руб., а рентабельность капитала составит 60 : 300 =0,2 (20%) .

Если банки предоставляют кредит под 10% годовых, то для компании привлекающей займы (использующей финансовый рычаг), рентабельность капитала может быть выше[].

 Будем считать, что активы финансируются на 50% средствами собственников и на 50% - банковским кредитом. Тогда, рентабельность капитала равна (2000∙ (120-100) -140 000-150 000∙0,1) : 150 000 = 45 000 :150 000 =0,3(30%) .

 Эффект финансового рычага составляет 150 000∙ (0,2-0,1 )=15 000 руб.

Этот эффект собственники компании могут присвоить, а могут использовать для финансирования конкурентной борьбы. Например, они могут снизить цены на продаваемую продукцию и вытеснить конкурента с рынка. В общем, финансовый рычаг – вещь очень полезная и компании, как правило, всегда к нему прибегают. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть доступные в средствах массовой информации финансовые отчеты различных предприятий.

Тот факт, что подавляющее большинство субъектов рынка использует банковские займы еще мало что дает нам. Важно понимать, о каких кредитах идет речь. Возьмем нашу компанию с размером активов 300 тыс. руб. и рассмотрим ее более подробно. Допустим, что  займы составляют 50% всех пассивов, которые представлены только банковскими кредитами.

Компания следует умеренной политике финансирования, что предполагает следующее:

  ·  Финансирование оборотных средств на 50 % обеспечивается заемными средствами в форме краткосрочных и среднесрочных кредитов;

  ·  Финансирование основного капитала (куда будут входить только основные фонды) на 50% обеспечивается заемными средствами в форме долгосрочных кредитов. Источником возврата долгосрочных кредитов будет являться амортизация основных фондов, приобретенных за счет заемных средств.

Долгосрочный кредит. Предположим, что основные фонды составляют 240 тыс. руб., они новые, срок службы основных фондов – 4 года, амортизация, рассчитанная линейным способом, составляет 60 тыс. руб. в год.  Тогда, размер кредита составит 120 тыс.руб., срок кредита составит 4 года, возврат тела кредита будет происходить каждые 6 месяцев[] в сумме 15 тыс. руб.  Процентная ставка по кредиту составляет 12% годовых с выплатой процентов в конце каждого полугодия. Денежные потоки, порождаемые долгосрочным кредитам представлены в таблице 1.

Таблица  1.  Денежные потоки, порождаемые долгосрочным кредитам

Денежные потоки по полугодиям, тыс.руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

Размер кредита н.п.[]

120

105

90

75

60

45

30

15

Возврат кредита

15

15

15

15

15

15

15

15

Остаток кредита к.п.[]

105

90

75

60

45

30

15

0

Проценты

7.2

6,3

5,4

4,5

3,6

2,7

1,8

0,9

С кредитом под финансирование оборотных средств нужно немного повозиться. Во-первых, обычно выделяют постоянную часть оборотных средств и переменную часть. Если уважаемый читатель про это забыл, самое время вновь открыть учебник по финансовому менеджменту или попросить помощь у друга.  Предположим, что стоимость необходимого оборотного капитала в течение года (по месяцам) составляет:

Стоимость необходимого оборотного капитала в течение года (по месяцам) в тыс.руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

60

60

50

50

50

50

40

40

40

50

50

70

Теперь можно попытаемся определить структуру источников, используемых для финансирования оборотных средств, исходя из времени их использования:

Стоимость необходимого оборотного капитала в течение года (по месяцам) в тыс.руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

60

60

50

50

50

50

40

40

40

50

50

70

Постоянная часть в 40 тыс. рублей

Кредит 10 тыс.руб.

 

Кредит 10 тыс.руб.

10 тыс.руб

 

 

 

К[]

В вышеприведенной таблице  попытались отобразить временную структуру необходимых оборотных средств, из которой выделим следующие источники финансирования:

  ·  30 тыс. руб. – собственный капитал (в соответствии с политикой финансировании);

  ·  10 тыс. руб. – краткосрочный  кредит (1-3 года);

  ·  10 тыс.руб. – краткосрочный кредит на 9 месяцев с началом кредитования в 10-м месяце;

  ·  10 тыс.руб. – краткосрочный кредит сроком на три месяца с началом кредитования в 12 месяца;

  ·  10 тыс.руб. – кредитная линия, сроком на 1 месяц.

Возможны и другие управленческие решения. Так трехмесячный кредит и кредитную линию можно заместить кредитной линией или вместо одномесячного кредита использовать факторинг. Для нас, сейчас, важно понять, что бизнес клиента приводит к спросу на банковские продукты.

Давайте поступим не совсем рационально и выделим всего два вида краткосрочных кредитов:

  ·  Краткосрочные кредиты сроком на 1-3 года на сумму 20 тыс. руб. по ставке 12% годовых;

  ·  Возобновляемую кредитную линию сроком на 1 год на сумму 20 тыс. руб. с ставкой 6% годовых по незадействованной части кредитной линии и 18% годовых, по задействованной части кредитной линии

Ежемесячные денежные потоки по краткосрочному кредиту составят 0.2 тыс.руб. Для кредитной линии денежные потоки представим в форме  таблицы 2.

Таблица  2. Денежные потоки по кредитной линии

месяц

Используемый кредит, руб.

Неиспользуемый кредит, руб.

Процент за используемый кредит, руб.

Процент за неиспользуемый кредит, руб.

Итого процента, руб.

1

10 000

10 000

150

50

200

2

10 000

10 000

150

50

200

3

 

20 000

 

100

100

4

 

20 000

 

100

100

5

 

20 000

 

100

100

6

 

20 000

 

100

100

7

 

20 000

 

100

100

8

 

20 000

 

100

100

9

 

20 000

 

100

100

10

 

20 000

 

100

100

11

 

20 000

 

100

100

12

20 000

0

300

0

300

ИТОГО, ПРОЦЕНТЫ ЗА ГОД

1 600

Эффективность проекта
Поставщики туруслуг
Переход национальной компании в статус международной
Период формирования инвестиционной стратегии
Периоды развития международного бизнеса
Перспективы инновационной деятельности, менеджмента