Личность как объект управления

 Личность есть понятие социальное, она возникает в результате культурного и социального развития индивида. Личность можно определить в следующих словах: личность — это объект и продукт общественных отношений, активный субъект деятельности, общения, сознания и самосознания.

Быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию, осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и отвечать за него. Быть личностью — это значит постоянно строить самого себя и других, владеть собственным поведением. Особенная личность в силу своего опыта, знаний, убеждений, характера и темперамента называется индивидуальностью.

 Основными факторами, характеризующими личность и ее поведение, являются следующие:

•  природные свойства индивида, его индивидуально-психологические особенности (это прежде всего активность и эмоциональность, выражающие себя в темпераменте, характере, способностях);

• система потребностей мотивов, интересов;

• система управления личностью, ее «я-образ» или «я-концепция».

Знание менеджером возможной реакции индивида исходя из его темперамента (холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник), характера, способностей позволяет опираться на положительные черты темперамента и преодолевать отрицательные, использовать характеристические черты (трудолюбие, аккуратность и др.) и способности к определенному виду деятельности.

Потребности личности во многом определяют успех занятий бизнесом. Само проявление интереса к бизнесу, работа в нем являются реакцией индивида на удовлетворение своих социальных потребностей (преуспеть, заняться общественно значимым делом и т. д.). Знание истинных мотивов поведения работника поможет менеджеру сохранить в коллективе хорошего специалиста. Не менее значимым для успешной деятельности специалиста и управления им является знание его интересов.

Суть третьего компонента, определяющего поведение личности («я-образ»), состоит в осознании человеком своей индивидуальности, неповторимости, своего «я». Данное понятие включает представление личности о себе, своих интересах, склонностях, самоуважение, уверенность в себе. Его практический смысл состоит в том, что все наши отношения с окружающим миром строятся исходя из видения своего «я». Человек строит свои отношения с окружающими в соответствии с набором представлений о себе, делает самооценку и дает оценку другим людям. В ряде случаев он может игнорировать объективную информацию, если она не соответствует его представлениям, и соглашаться с ошибочными, ложными сведениями. При завышенной самооценке всякое замечание будет восприниматься как оскорбление, при заниженной самооценке человека мучают переживания, сомнения. Личность с идеализированным «я» всегда жаждет признания, поощрения. Все это должен иметь в виду менеджер в своей работе с подчиненными.

Личность не может находиться вне общества, коллектива, группы, она реализуется, утверждается в группе. Процесс адаптации индивида к социальной среде называется социализацией личности.