Коммуникации в международных корпорациях

Теория общения: международный аспект

Коммуникативная активность – это совокупность элементов, форм и методов общения, которые используются в процессе взаимосвязи и взаимодействия субъектов международного бизнеса.

Общение – (от франц. “коммуникацион”) – это процесс взаимосвязи и взаимодействия субъектов, в течение которого осуществляется обмен деятельностью и ее результатами, информацией, опытом,  знаниями, умениями, а также обмен эмоциональным состоянием участников общения. Общение один из видов деятельности.

Общение в международном бизнесе выполняет 3 основные функции:

-  коммуникативную;

-  перцептивную;

-  социализирующую.

Коммуникативная функция – это передача и обмен информацией (знаниями, “ноу-хау” и т.д.)

В международном бизнесе осуществляется обмен информацией, которая является составляющей экономического обмена. Коммуникативная функция общения в международном бизнесе наиболее ярко проявляется в процессе подготовки и заключения международных коммерческих договоров и соглашений.

Перцептивная функция общения – это вступление участниками международного бизнеса один другого в процессе общения, а также результаты и последствия этого воспитания. Перцептивная функция общения тесно связана с эмоциональным аспектом общения. Перцептивный аспект общения имеет особую значимость в дипломатической этике, протоколе и ведении коммерческих переговоров.

Сущность социализирующей функции состоит в том, что именно в процессе общения определенный субъект приобретает новые для него знания, умения, взгляды, ценности, т.е. субъект сам развивается в процессе общения, вырабатывает в себе новые качества, а также передает другим то, что знает и умеет.

 Межличностное общение в международном менеджменте

Межличностный стиль – это манера человека устанавливать связь с другими людьми.

Повышение эффективности межличностного общения осуществляется на основе двух методов:

-  метода выражения;

-  метода обратной связи.

Метод выражения – это метод межличностных отношений и общения, который основывается на открытости и честности при обмене информацией ее владельца с другими.

Метод обратной связи – это метод межличностного общения, который базируется на использовании информации от тех, кто ее действительно знает, путем установления обратной связи с ними.

Возможность использования метода обратной связи зависит, как от желания личности услышать, так и от желания других дать релевантную информацию. Менеджеры должны использовать оба метода, причем придерживаться баланса “выражение” и “обратной связи”.

В каждой организации существует определенная система движения информации: “сверху вниз”, “снизу вверх”, “горизонтальная” и “диагональная”. От того, насколько эффективно работает система движения потоков информации, зависит успех предприятия.

 Барьеры эффективного общения

Барьеры эффективного общения:

1)   отличия в социальном статусе субъектов общения;

2)   поведения и дистанция;

3)   культурные расхождения;

4)   уровень компетенции

Менеджеры, которые работают на внешнем рынке, должны уметь выделять такие области культуры, без которых невозможно обойтись в бизнесе, которые могут породить различные проблемы в бизнесе. Можно выделить такие области культуры, которые имеют значение при ведении бизнеса:

-  приветствие, прощение;

-  форма одежды во время деловой встречи;

-  способы назначения встреч;

-  принятая система чаевых в различных сферах обслуживания;

-  язык жестов

Все способы общения делятся на вербальные и невербальные.

Невербальные способы общения играют исключительно важную роль. Позы, жесты, мимика, походка, интонация, тембр голоса и т.д. Владение невербальными методами общения дает возможность угадать поведение партнеров в сфере бизнеса.