Коллектив и его структура

 Группа — это два или большее число людей, которые вступают в такое взаимодействие, когда каждое лицо оказывает влияние на других лиц и одновременно находится под влиянием этих лиц. Группа — это семья, друзья, группа студентов, отдел в организации, где человек работает, и т. д. Группы бывают постоянные и временные, большие и малые, условные и реальные и т. д.

Организацию можно рассматривать как объединение множества различных групп. Группу характеризуют взаимодействие ее членов, наличие цели, организационного начала и эмоциональных отношений, выработка групповой культуры. Однако из всех видов групп выделяется тип группы, которая обладает рядом черт, отсутствующих у других социальных групп, — это общественно значимая цель деятельности, дисциплина, наличие органов управления и руководства. Такую группу называют в социологии рабочей группой, а в менеджменте — коллективом.

 Руководство организации, формируя структурные подразделения управления и производства, создает рабочие группы (коллективы). Такие группы называют формальными, в основе их лежит принцип целесообразности, сознательного движения к цели, они безличны, т.е. рассчитаны на индивидов, отношения между которыми устанавливаются по заранее составленной программе.

Обычно человек по своей природе социально контактен. Если нет живого контакта с другими личностями, возникает чувство неудовлетворенности. Формальная организация, по существу, ограничивает контакт между людьми, что заставляет работников искать их в неформальных структурах (группах, организациях). Неформальные структуры коллектива создаются по воле самих работающих на основе взаимных симпатий, дружеских отношений, достижения какой-либо цели. Некоторые неформальные группы могут спонтанно образоваться на чувстве недовольства руководителем. Обычно в коллективе людей тянет к тем, кто может удовлетворить их потребность в принадлежности к группе, компетентности, защите, уважении.

Даже в хорошо спроектированной организации и разумно разработанной формальной структуре коллектива неучет неформальных групп и неформальных лидеров, которые в них возникают стихийно, может свести на нет все расчеты, и организация станет неуправляемой.

В масштабе общества, в зависимости от идейной и нравственной направленности, стиля поведения, неформальные организации можно классифицировать по трем группам:

•  просоциальные — социально положительные организации (экологической защиты, спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и др.);

•  асоциальные — организации, стоящие в стороне от социальных проблем;

•  антисоциальные — организации, объединяющие самую неблагополучную часть общества, создающиеся на базе крайних взглядов и устремлений.

Формирование высокоэффективного коллектива

 Анализ работы организаций в современных условиях России позволил исследователям выделить следующие актуальные проблемы, мешающие формированию высокоэффективных коллективов:

-  кризис мотивации высокоэффективного труда;

- негативная трансформация представлений практических работников о современной трудовой деятельности, неприятие нововведений;

- применение манипулирования и других жестких психологических методов как основных методов влияния на работников.

Суть кризиса мотивации заключается в том, что высшие потребности отступили далеко на второй план, а поведением большинства работников управляют низшие потребности (питание, жилье, защищенность и т. п., но не реализация своего человеческого потенциала).

Содержание второй проблемы заключается в том, что люди вследствие неподготовленности к работе в новых условиях поверхностно, дилетантски подходят к выполнению своей работы, имитируют качественное выполнение своих обязанностей.

Следующая проблема неэффективной работы персонала — применение манипулирования и других жестких методов психологического воздействия на работников, которые остались от старого экстенсивного типа хозяйствования и административной системы управления.

Осознание названных проблем и их влияния на факторы, формирующие эффективную работу коллективов, позволит со временем обеспечить эффективную деятельность организации в целом.

2. Под эффективностью коллектива понимают степень реализации общих целей коллектива. Сюда, безусловно, следует добавить удовлетворение, которое испытывают отдельные члены коллектива от того, что они принадлежат к данному коллективу, связывая тем самым удовлетворение личных потребностей с эффективной деятельностью коллектива в целом.

Управление формированием высокоэффективного коллектива осуществляется через влияние на факторы эффективности, объединенные в три блока (рис. 1)

Управление формированием высокоэффективного коллектива
 

Методы воздействия на работников — членов коллектива подразделяются на административные, экономические и социально-психологические.