Анализ внутренней среды организации

Управленческий анализ - это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление ключевых компетенций и стратегических проблем. Управленческий анализ является второй частью SWOT-анализа, связанной с выявлением сильных и слабых сторон деятельности организации. 

В качестве ключевых элементов анализа внутренней среды организации можно выделить:

      ·    цели и задачи

      ·    структура организации

      ·    финансовые ресурсы

      ·    трудовые ресурсы

      ·    производственная деятельность

      ·    сбыт

      ·    исследования и разработки

      ·    системы и процедуры.

Цели и задачи – критические точки для оценки показателей развития корпорации. Деятельность организации должна рассматриваться с точки зрения иерархии целей. Цели более низкого порядка служат средством достижения целей более высокого порядка. Иерархия целей показывает, что они трансформируются в задачи более низкого порядка для функциональных подразделений внутри организации.

Структура организации. Важнейшая цель анализа внутренней среды - выявление соответствия между структурой организации и реализуемой ею стратегией. А. Чандлер обнаружил, что изменение в стратегии неизбежно ведет к определенному изменению структуры:

      ·    Организации с ограниченными рынками сбыта продукции и простыми операциями имеют тенденцию к формированию линейно-функциональной структуры.

      ·    По мере развития организации появляется тенденция к децентрализации ее структурных подразделений.

      ·    По мере того как организации становятся более дифференцированными в вопросах стратегии, они становятся более свободными в выборе своих структур, используют менее жесткий контроль и более ценят информированность и творчество.

Финансовые ресурсы являются основой обеспечения стратегии корпорации. Оценка финансовой деятельности сосредотачивается на следующих вопросах:

      ·    Какие виды решений по финансированию и инвестированию выполняются финансовыми службами?

      ·    Каков состав капитала и какие воздействия это будет иметь на будущие выплаты и дивиденды?

      ·    Какие методы оценки и модели доступны для оценивания инвестиционных решений?

      ·    Сбор какой информации осуществляется финансовыми службами и как они обеспечивают стратегический процесс?

      ·    Какая информация и кому предоставляется финансовыми службами?

Трудовые ресурсы. Важнейшая задача деятельности в области трудовых ресурсов состоит в обеспечении того, чтобы организация располагала требуемым количеством персонала необходимого уровня и чтобы персонал соответствовал стратегии.

В контексте реализации стратегии организации необходимы работники, которые обладают следующими качествами, способностями, навыками:

      ·    привержены целям организации, верят в ее ценности;

      ·    компетентны в работе;

      ·    обеспечивают экономию затрат;

      ·    могут обеспечить стратегическое изменение;

      ·    обладают навыками, которые являются источниками конкурентного преимущества организации.

Производство является основной функцией любой организации.

Стратегическая значимость производственной деятельности определяется следующим:

      ·    гибкостью и готовностью к внесению изменений в производственную деятельность;

      ·    наличием и быстрым внедрением в производство высоких технологий;

      ·    обеспечением высокого качества при минимальных затратах, а также быстрой и надежной доставкой товаров или услуг.

Стратегический анализ производственного процесса сосредотачивается на следующих аспектах:

      ·    удельная и общая эффективность оборудования предприятия и его производительность;

      ·    структура производственных затрат;

      ·    дефицит или избыток производственных мощностей;

      ·    местоположение предприятия;

      ·    эффективность обслуживания, контроля качества, запасов и планирования производства;

      ·    квалификация производственного персонала.

Маркетинг. Важная роль маркетинга в процессе стратегического управления определяется следующими функциями:

      ·    деятельность, направленная на удовлетворение потребностей покупателя;

      ·    позиционирование товара или услуги на рынке;

      ·    предоставление важной информации руководству для процесса обеспечения стратегии;

      ·    ответственностью за осуществление маркетинговой стратегии организации, за функционирование всего комплекса маркетинга.

Комплекс маркетинга (товар, цена, место и продвижение) является уникальным для каждой организации и для потребностей каждого сегмента рынка.

Исследования и разработки.  Собственные исследования и разработки – один из факторов обеспечения конкурентных преимуществ. При разработке стратегии в отношении НИОКР необходимо четко ответить на следующие вопросы:

      ·    Сколько расходовать на исследования и разработки и как распределять эти ресурсы?

      ·    Имеют ли исследования и разработки четкую рыночную ориентацию?

      ·    Какова технологическая компетенция данной службы?

      ·    Каков уровень знаний и опыта тех, кто руководит и проводит исследования и разработки?

      ·    Пригодна ли структура исследований и разработок?

      ·    Насколько успешна деятельность службы по исследованиям и разработкам?

Системы и процедуры. Здесь необходимо выделить наиболее важные системы: информационные, коммуникаций, составление бюджетов и сметы. При этом следует найти ответы на следующие вопросы:

Информационные системы

      ·    Соответствуют ли они стратегическим потребностям организации?

      ·    В правильной ли форме предоставляется информация?

      ·    Обладает ли система способностью предоставлять информацию в реальном времени?

      ·    Доступна ли информация там и тогда, когда она необходима?

      ·    Насколько гибка ли система?

      ·    Может ли она справиться с новыми данными?

Системы коммуникаций

      ·    Насколько и эффективно работают системы коммуникаций?

      ·    Имеются ли в организации горизонтальные системы коммуникаций?

      ·    Имеются ли какие-либо структурные препятствия для эффективной коммуникации?

      ·    Насколько развита система неформальных коммуникаций?

      ·    Соответствует ли система коммуникаций стратегическим потребностям организации?

      ·    Существует ли эффективная обратная связь между уровнями управления и функциональными подразделениями?

Системы составления бюджетов и сметы

Позволяют ли они:

      ·    Устанавливать разумные цены на новую продукцию, заранее определить эффект предлагаемых изменений в продажах или ожидаемых изменений в затратах?

      ·    Оценить влияние решений об уровне обслуживания с точки зрения затрат?

      ·    Определить воздействие решений о капиталовложениях на прибыль и убытки?

      ·    Дают ли они адекватные, точные и своевременные прогнозы?

Целью анализа внутренней среды организации является нахождение стратегических преимуществ, ключевых компетенций и устранение разногласий между системными и стратегическими задачами организации.

Методические подходы к анализу внутренней среды

Принято выделять следующие методы управленческого анализа:

      ·    ситуационный анализ;

      ·    портфельный анализ;

      ·    кабинетные исследования: работа с бухгалтерскими документами, статистической и другой внутрифирменной информацией;

      ·    наблюдения и опросы работников предприятия по специальным методикам (диагностические интервью);

      ·    «мозговой штурм» и другие методы групповой работы;

      ·    экспертные оценки;

      ·    математические методы - анализ трендов, факторный анализ, расчет специальных коэффициентов и т. д.

Ключевым этапом анализа внутренней среды является определение сильных и слабых сторон организации предприятия, которые основываются на его ресурсах и стратегически важных сферах деятельности и которые всегда сравниваются с показателями деятельности основных конкурентов или заданными нормативами.

Определение сильных и слабых сторон организации следует начинать с выявления сильных и слабых сторон отдельных бизнес-единиц, а затем уже сводить их в единое целое.  Возможный перечень сильных и слабых сторон деятельности организации:

Сильные стороны :

      ·    Технический опыт в производстве продукции

      ·    Система сбыта в разных регионах или странах

      ·    Высокая техническая оснащенность

      ·    Внутрифирменный экономический механизм

      ·    Высокий авторитет торговой марки среди покупателей

Слабые стороны:

      ·    Низкая доля на рынке

      ·    Узкий ассортимент изделий

      ·    Нездоровые трудовые отношения

      ·    Высокие цены (по мнению покупателей)

Далее, сосредотачивается  внимание на стратегических последствиях каждой сильной и слабой стороны компании.

В результате проведения управленческого анализа и анализа деятельности конкурентов предприятие должно определить свои конкурентные преимущества.

Конкурентные преимущества предприятия (КП) - это уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы, которыми владеет предприятие, а также стратегически важные для данного предприятия сферы бизнеса, которые позволяют побеждать в конкурентной борьбе.

Сильными сторонами организации могут быть также:

      ·    монопольное положение на рынке;

      ·    высокоэффективное производство;

      ·    доступность источников сырья;

      ·    известность торговой марки;

      ·    выгодное местоположение;

      ·    удобные для покупателей часы работы.

Задачи информационного менеджмента
Заключение договоров туруслуг
Закон информированности-упорядоченности, организации
Стиль менеджмента
Заработная плата
Затраты
Осведомленность потребителей
Игорный бизнес