Анализ внешней среды международного бизнеса

Анализ внешней среды международного бизнеса - это исследование факторов, несущих те или иные конкурентные преимущества, связанные с экономикой, политикой, культурой другой страны/ стран, т.е. с иным национальным контекстом.

  ·  Иная информационная база

  ·  Преодоление языковых барьеров

  ·  Внутренние структуры переходят национальные границы

  ·  Работа с интернациональным  коллективом

Для фирм, работающих на национальном рынке, такой задачи нет.

Этапы анализа внешней среды в МБ

-  Общий анализ: экономика, политика, право, предварительный анализ культурной среды (на уровне страны) – общие вопросы, вопросы по отрасли, отношения бизнеса с правительством.

Цель: решить вопрос о том, сможет ли компания войти в страну, целесообразно ли это.

-  Маркетинговый анализ: изучение местного рынка; специфика – дорогостоящие полевые исследования.

Цель: определить, есть ли смысл входить на данный рынок данной страны и закрепляться на нем.

-  Анализ культурной среды: особое значение – та сфера, в особенности которой менеджеру необходимо вникать лично – отношения с людьми. Глубина и масштаб анализа зависит от целей.

Цель: принять решение о том, какие возможности реально можем получить и реализовать в данной стране с учетом культурного контекста; оценка результативности, эффективности и рациональности выбора.

Методы анализа

  ·  Подход Дэниэлса и Радебы : рассмотрение различных типов переменных, по которым классифицируются преобладающие в тех или иных нациях типы людей: физические особенности, характеристики поведения (кастовость и значимость работы). На этом этапе можно избежать грубых ошибок и успешно решать проблемы.

  ·  Константный подход: Дж. П. Мердок   «Культурные универсалии» (70 культурных констант – характеристики культуры нации, которые в отдельности показывают некоторую сторону образа жизни и все вместе дают достаточно полное представление). Не нашел широкого практического применения: требует учета 70 сложных элементов – трудновыполнимо.

  ·  Подход на основе системы ценностей: считается конструктивным, поскольку в основе человеческого поведения лежит определенная система ценностей; для ММ это тем более важно, поскольку различия нац. культур во многом основаны на различных ценностных ориентациях той или иной нации.

  ·  Дж. Рокич : деление ценностей на базовые (ради чего живет человек) и инструментальные (средства достижения базовых);

  ·  Оллпорт, Вернон, Линдзи : разделение индивидуумов на 6 групп в зависимости от характера основной ценности, исповедуемой человеком в жизни и работе:

теоретический (истина, знание),

экономический (эффективность, полезность),

политический (лидерство, карьера),

 религиозный (вера),

социальный (общественная польза, взаимопомощь),

эстетический человек (красота, гармония).

  ·  Кластерный подход: распределение стран по группам по культурному сходству на основе уже проанализированной информации.

 Г. Хофстеде : выделил 4 основных параметра национальной культуры:

индивидуализм/коллективизм;

дистанция власти;

 избежание неопределенности;

мужественность/женственность

Задачи менеджера:

Стратегический поиск возможностей фирмы на внешнем рынке:

-  выделение ключевых направлений поиска

-  организация работы служб и консультантов

-  выбор перспективных возможностей

Идеи управления в России, иерархическая система управления, оргструктура управления, электронный документооборот
Имидж и авторитет банка, руководителя
Инвестиционная активность, планирование, менеджмент
Процессы и циклы
Возможности опционов, фьючерсов