Государственное регулирование рынка и цен

Важнейшим звеном совокупной экономики является конкурентный рынок. Однако существует немало проблем, порожденных функционированием рынка, которые требуют государственного вмешательства в решение экономических проблем.

Целевые установки в экономической деятельности государства выражаются в осуществлении принципов эффективности, равенства и стабильности  экономического и социального развития общества. Реализация этих принципов предполагает создание условий для производства все большего количества товаров и услуг на постоянно изменяющейся технологической основе, минимизацию затрат при использовании ограниченных производственных ресурсов, укрепление своих позиций на мировом рынке, создание рабочих мест  для всех, кто желает и может работать. Это предполагает  и экономическую свободу для всех видов хозяйственной деятельности, потребителей и продавцов на рынке, для того, чтобы они имели свободу выбора.  Весьма важна и социальная поддержка со стороны  государства малоимущих, инвалидов, пенсионеров, безработных, многодетных семей и других категорий населения.

Достижение целей хозяйственной жизни страны реализуется через функции государства. Эти функции довольно многообразны, но наиболее существенными  являются:

разработка и утверждение правовых основ экономики, т.е. государство в лице своих парламентских и правительственных структур определяет «правила игры» предприятий и населения на рынке;

определение приоритетов макроэкономического развития, т.е. необходимо определить, что важно для нации сегодня, сколько это потребует ресурсов, как быстро они дадут отдачу, каковы социальные, экологические, мирохозяйственные последствия наших действий;

реализация социальных ценностей, поскольку любые наши законы, результаты хозяйственной деятельности имеют смысл лишь в том случае, если они направлены на процветание нации;

регулирование экономической деятельности для достижения поставленных задач и реализация социальных ценностей. Но это регулирование не должно подменять рынка, иначе оно превращается в администрирование;

Позитивное решение глобальных проблем, и прежде всего экологических.

В современной хозяйственной жизни государство представлено различными формами воздействия: растет доля государственных расходов и доходов в ВНП, растут налоги, имеет место система государственного предпринимательства, значительна роль государства в перераспределении национального дохода. С  помощью налогов государство не только пополняет казну, но и регулирует определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы  стимулирует фирмы, удовлетворяет социальные потребности. В конечном итоге государственная власть должна обеспечивать охрану общественных интересов, экономической системы страны в целом, только тогда ее деятельность будет эффективной.

В зависимости от способа функционирования различают методы прямого и косвенного воздействия.

Прямое воздействие – это такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты хозяйствования приходят к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях органов власти, т.е. по принуждению.

·  Финансовая поддержка (субсидии) государства отдельным фирмам, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические и финансовые  последствия для экономики страны;

·  Антимонопольные меры, направленные на предупреждение образования новых и контроль за деятельностью, а также ликвидация уже существующих монополий и т.п.

Косвенное воздействие заключается в том, что государство не оказывает прямого действия на субъект хозяйствования и на принимаемые решения. Органы власти создают предпосылки и законодательную базу таким образом, чтобы субъекты сами строили свою хозяйственную политику  соответствии с экономическими целями государства.

К косвенным методам относятся налогово-бюджетное кредитно-денежное регулирование.

1.  Налогово-бюджетное регулирование. Современные государственные бюджеты выполняют не столько обычные фискальные функции, т.е. аккумуляцию части доходов субъектов экономики, необходимую для деятельности государства, сколько активные перераспределительные функции, регулирующие развитие социальных и экономических процессов. Кроме выполнения традиционных фискальных функций, налоговая система становиться все более активным  инструментом государственного регулирования. Важную роль при этом играет система налоговых льгот.

2.  Кредитно-денежное регулирование.   Оно предполагает манипулирование процентной ставкой, условиями кредита, нормами обязательных резервов банков, объемом денежной массы.

Основные направления государственного регулирования экономики.

1.  фискальная политика. Любое государство проводит ту или иную фискальную политику, т.к для своего существования и функционирования оно нуждается в финансовых ресурсах, которые получает за счет налогов. Но главная задача фискальной политики не столько обеспечить сбалансированность бюджета, сколько сбалансировать макроэкономическую систему. При недостаче частных расходов для поддержания совокупного спроса необходимо увеличение расходов. Потребительские расходы населения, расходы предприятий по инвестициям производятся отдельными субъектами и не всегда взаимосочетаются между собой. Фискальная политика позволяет скорректировать динамику ВНП в желаемом направлении.

Политика государственных расходов и налогов является одним из важнейших инструментов государственного регулирования, направленных на стабилизацию экономического развития. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а, следовательно, и на объемы национального производства и занятость населения.

Фискальная политика является сильным инструментом в борьбе с цикличными явлениями. Ее цель – сознательное воздействие на совокупный спрос и совокупное предложение.

2.  Кредитно- денежная политика – это совокупность мероприятий по регулированию хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Кредитно-денежная политика может быть направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная эмиссия), либо их сдерживание и ограничение.

Кредитно-денежная политика реализуется Центральным Банком РФ.

3.  Государственное регулирование внешнеэкономических отношений. Государственное регулирование внешнеэкономических отношений осуществляется по всем формам этих отношений, но особенно заметно во внешней торговле и в валютной сфере.