Важность маркетинга территорий для предприятий и бизнеса

Частные лица в территориальном маркетинге

Частные лица в современной России получили гораздо больше прав и возможностей. 

В  период  административно-командной  экономики факт прописки по месту  проживания  был  связан  с  фактом  получения  работы  и  наоборот, что ограничивало возможности человека к перемещению.   После  окончания  высшего  учебного  заведения  выпускник  под  страхом лишения диплома должен был ехать по месту распределения и отработать там не менее 3 лет. С одной стороны это хорошо, поскольку способствовало более равномерному развитию территорий, гарантировало территории приезд специалистов (врачей, учителей, инженеров) на определенный период (а потом, если уедет, можно послать заявку на нового специалиста).

Но, человек был ограничен в правах: приобретать, продавать, дарить, наследовать недвижимость, а также получать от недвижимости текущий доход, сдавая ее в аренду. Переезд на новое место был всегда связан с потерями и значительным риском, например, не решить проблему жилья. Государство организовывало большие миграционные потоки. Иногда это была принудительная депортация граждан определенных национальностей, в результате в казахстанских и киргизских степях возникли поселения поволжских немцев, которые представляли собой квалифицированную  рабочую  силу  для местного  рынка  труда. Иногда  это  были  комсомольские молодежные стройки.

При этом главным отличием строителей был энтузиазм, жажда подвига и моральное удовлетворение от сопричастности к большому делу. В результате, что первый, что второй поток переселенцев  не  создавал  для  территориальных  органов  власти  проблему «хорошо принять» приезжающих. Даже если условий для жизни не было создано или они были чрезвычайно плохие, одни переселенцы не могли уехать, другие – и не претендовали на многое.

Советская система была во многом закрыта от внешнего мира. Советский рядовой гражданин не имел информации (или имел ее в достаточно урезанном и обработанном виде) о том, какой уровень и качество жизни есть в других странах. Человек не имел информации для сравнения, у него была незначительной возможность задаться рядом вопросов, подумать о собственных потребностях и об уровне их удовлетворения. 

Многое сейчас уже изменилось, человек получил больше гражданских прав и возможностей.

Именно эти изменения и должны учитывать территориальные органы власти:

·    организованного притока молодых специалистов больше нет, когда и в каком виде будет организована система направления специалистов на работу, если человек получил профессиональное образование за бюджетные средства пока не известно;

·    человек  имеет  возможность  покинуть  территорию  всегда  с  минимальными потерями;

·    человек ожидает определенное качество жизни для себя, и хотел бы быть уверенным в достойном будущем своих детей; 

·     человек имеет право  сравнивать и имеет достаточно много информации о том, как живут люди на других территориях; человек научился сравнивать и выбирать территории, где ему лучше живется и трудится;

·     современный человек стал в большей степени рациональным, и даже школьники уже выбирают будущую специальность, задумываясь о будущих доходах и трудоустройстве.

Все  это  говорит  о  том,  что  территориальные  органы  власти  должны осознать  новое  качество  требований,  которые  возникают  у  человека  по отношению  к  территории  в  целом,  и  к  качеству  территориального  менеджмента в частности. Именно поэтому новое качество территориального  управления  начинается  с  того момента,  как  только  территориальные органы  власти  поймут,  что  неудовлетворенный житель «голосует  ногами», а  значит,  территория остается без своего  главного – человеческого ресурса. При этом взрослый человек покидает территорию с детьми, лишая территорию будущего, забирает с собой финансовые средства текущего и инвестиционного характера. 

Коммерческие  предприятия в территориальном маркетинге

Главным фактором,  который  здесь  следует  учитывать  это  то,  что  большинство  коммерческих предприятий  сегодня  являются частной собственностью (в индивидуальной или коллективной форме).

Те предприятия, которые были созданы на территории в период административно-командной экономики никуда «не уйдут», но они могут (УГРОЗЫ):

– перестать  работать  и  обанкротиться   не  найдя  рынок  сбыта  своей продукции  или  банкротство  может  наступить  потому,  что  государство перестанет дотировать производство таких товаров;

– стать «несговорчивыми» и отказаться отапливать дома жителей города, если  территориальные органы власти не будут в полном объеме и своевременно оплачивать предоставляемые тепло и горячую воду;

– отказаться от выполнения социальных программ для горожан, если посчитают  социальные  программы  финансово  тяжелыми  и  неоправданными для своих предприятий;

– провести  в  связи  с  производственной  необходимостью  значительную реорганизацию производства с высвобождением большого количества работников;

– привезти  с  другой  территории  более  дешевую  рабочую  силу,  несмотря на высокий уровень безработицу местного населения;

– отказаться выделить финансовые средства виде спонсорской помощи на  проведение  каких-либо  городских  мероприятий  или  решении  городских проблем, если не видит в этом целесообразности для себя или имеет другие планы как потратить свободные финансовые ресурсы.

Во всех указанных случаях полезность для территории от такого хода событий  отрицательна.

Если  территория желает получать полезность от коммерческой  деятельности  на  своей  территории  в  виде  рабочих  мест, налогов, участия в решении социальных задач, следует научиться разговаривать  с  бизнесом по-другому. Прежде  чем  взять,  отдай. Следует понять, чем территория может помочь в успешном ведении бизнеса своим предприятиям. Что  территориальные  органы  власти могут предпринять, чтобы предприниматель почувствовал  заботу,  увидел  хорошие перспективы,  был  уверен  в  завтрашнем  дне,  захотел  расширять  свою  деятельность? Поиск ответов на эти вопросы и соответствующие действия территориальных органов власти могут дать хороший результат для успешного социально-экономического развития территории.

Еще одной группой коммерческих предприятий являются те, которые потенциально могут быть  созданы на  этой  территории. Важно помнить, что они могут быть вообще не созданы на этой территории! 

Предприятия,  которые  возникли  на  территории  раньше,  в  каком-то смысле держаться, цепляются за территорию до последнего, так как смена места деятельности «перевод» предприятия на другое место, всегда ведет  к  значительным  финансовым  потерям.  Такие  предприятия  готовы долго терпеть неуважение к интересам их бизнеса, скорее примеряться с плохим  качеством  территориального менеджмента, постараются как-нибудь приспособиться к деловому поведению очередного (на ближайшие 4 года) Главы администрации или Председателя Правительства.  Противоположное  поведение  могут  продемонстрировать  предприятия, которые еще нигде не созданы и пока выбирают место своего создания. Они пока ничем не рискуют и поэтому могут сравнивать территории жестко, рационально, не испытывая перед территорией никаких моральных  обязательств.

Оценка  ими  территории  происходит  комплексно. Их интересует:

·    наличие и качество всех ресурсов (человеческих, природных, материальных),

·    качество территориального  менеджмента (деловая  репутация  первого лица,  как  организована  работа  территориального  органа  власти), 

·    наличие местных программ поддержки инвесторов,

·    как долго принимаются решения,

·    насколько коррумпированы органы власти,

·    можно ли надеяться на  хорошее  деловое  сотрудничество  в  дальнейшем,

·    насколько  открыты сотрудники органов власти к взаимодействию,

·     как быстро и в каком качестве можно получить информацию и много других вопросов будет задавать себе инвестор.

Если ответы на эти вопросы потенциального инвестора  не  удовлетворят,  инвестиции  не  будут  здесь  сделаны.  Инвестор  уйдет  на  другую  территорию,  на  которой  аналогичный  анализ  дал лучшие результаты. 

Таким  образом,  территориальные  органы  власти  должны  научиться по-новому строить свои отношения с коммерческими организациями. Необходимо  научиться  слушать  и  слышать,  понимать  интересы  бизнеса  и быть готовым способствовать их реализации. Только тогда на территории будет развиваться бизнес-деятельность и появятся финансовые и другие ресурсы для развития территории.

 Некоммерческие  общественные  организации  в  территориальном  маркетинге

Деятельность  на  территории некоммерческих общественных организаций всегда создает хороший общественный фон и при правильно организованном взаимодействии между НКО и органами власти, позволяет решать многие социальные задачи.

Одной из основных черт, отличающих деятельность НКО, является объединение  неравнодушных,  инициативных  граждан,  имеющих  активную жизненную позицию. Участники НКО – это «передовой отряд» сообщества граждан данной территории, именно НКО первыми выделяют сложные вопросы, требующие решения, готовы включиться в решение назревших проблем, могут быть настойчивыми в движении к цели. Каждый из участников НКО действует «не за страх, а за совесть». Деятельность НКО позволяет  решить  еще  одну  важную  задачу,  они  позволяют  сохранить преемственность  действий,  общественных  инициатив  даже  при  смене конкретных  лиц  в  органах  исполнительной  и  представительной  ветвей власти.

После  периода  деятельности  разных  видов  объединений  граждан  во времена административно-командной экономики, когда порой участие в деятельности «Общества по охране животных», «Общества по охране памятников», «Общества  за  здоровый  образ  жизни»,  пионерской,  комсомольской и профсоюзной организациях было скорее обязательным, и была потеряна реальная активность участников, наступил период отторжения  любых  форм  объединения  граждан.  Но  достаточно  быстро (за 10-15лет) пришло понимание, что общественные, коллективные инициативы и  действия  это нормальный,  а порой  единственный  способ  решать проблемы, которые носят общественно значимый характер.

Для  развития новых некоммерческих  организаций  граждан  были некоторые новые предпосылки , например:

– более  активная  позиция  религиозных  организаций   разных  концессий привела к возникновению приходов, Воскресных религиозных школ;

развитие деятельности на территории России международных общественных организаций (Green Peace);

– в  обществе  возникли  новые  социально-негативные  проблемы,  что вызвало  создание  общественных  движений  и  обществ,  например, «Нет наркотикам»; 

– рост национального самосознания и национальной самоидентификации  нашел  выражение,  например,  в  создании  Обществ  национальной культуры,  деятельности  Национальных  землячеств (КАЗАЧЕСТВО),  

– расширение  прав  территориальных (особенно  региональных)  органов власти, что привело к созданию межтерриториальных общественных союзов (Общества дружбы с городами побратимами);

– освобождение  от  единой  идеологии  и  развитие  партийных  движений (партийные  союзы,  первичные  ячейки  разных  партий,  выделение  в Союзы молодежных  движений политических партий, Фонды отдельных политических лидеров – Фонд Горбачева);

– появление  принципиально  новые  группы  граждан  и  новые  задачи, например, задача объединения усилий предпринимателей (Торгово-Промышленная палата, Фонд поддержки малого бизнеса);

– необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов для  учреждений  культуры,  спорта,  образования  способствовала  возникновению Клубов Друзей, Попечительских Советов;

– стали появляться новые и  восстанавливаться  хорошо  забытые  детские союзы и организации (скауты);

– возникли  новые  профессиональные  объединения,   например, Ассоциация выпускников вуза, территориальные Ассоциации (Союзы) психологов, ветеринаров, маркетологов;

– возникли общества, которые объединяют в своих рядах любителей отдельных  товаров,   способов отдыха и развлечений (Общество любителей пива, Общество любителей ретро-автомобилей, Общество кактусоводов); 

– стали  возникать  временные,  специально  создаваемые под  конкретное  событие  общественные  организации   граждан,  например,  в  связи  с проведением большого городского праздника в связи с юбилеем города, или в поддержку депутата перед выборами;

– возникли новые объединения граждан по территориальному признаку, например, Общественный совет микрорайона.

Все  эти примеры показывают, что деятельность общественных организаций многопланова и затрагивает разные стороны общественной жизни, позволяет  самореализоваться  человеку, повышает  его  самосознание, дает ему ощущение причастности, способствует его профессиональному росту, позволяет высказать свою гражданскую позицию, то есть деятельность НКО во многом способствует социализации личности.

В  зарубежных (особенно  в  европейских)  странах  проблема  развития гражданского общества стоит давно и органы власти осознали полезность сотрудничества  с  таким мощным  общественным  движением  как  некоммерческие  организации. В России  еще идет  лишь процесс поиска  точек соприкосновения. Органы территориально власти в России пока следует убеждать в необходимости сотрудничать с НКО и научиться относиться к ним, как к значимым общественным институтам. 

К сожалению, примеров творческого, хорошего диалога органов власти с НКО в современной России не так много. Органы власти зачастую «вынужденно» взаимодействуют с НКО, слабо понимая, какую возможность они упускают. Необходимо кардинальным образом изменить стиль взаимодействия  территориальных органов власти с НКО. Вместо  замедленной, подчас сердитой реакции, необходим равноправный диалог между формальным лидером (органом  власти) и неформальными лидерами, которыми  часто  являются  руководители  НКО.  Органы  власти  должны сделать шаг навстречу и относиться к НКО как к добровольному объединению активных граждан, которым небезразлично как будет развиваться территория, и как будут жить люди на этой территории. Фактически задачи, решаемые органами власти и НКО во многом одинаковы, так как целью  деятельности  обеих  сторон  является  достижение,  комплексного  социального эффекта, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Проведение декомпозиции территориального продукта с позиции деятельности  и  имущественного  интереса  дает  возможность  решить  сложнейшую задачу: более точно оценить, что именно ожидают разные группы потребителей собственно от территории и какие характеристики (параметры) территориального продукта более значимы для жителей, какие для предпринимателей и общественных организаций. (Табл. 1.)

Таблица 1

Что хотели бы

иметь жители?

Что хотели бы иметь предприниматели?

Что хотели бы иметь некоммерческие организации?

С точки зрения ресурсов территории

Определенные параметры климата,  работу и др. 

Определенные  природные,  технологические, имущественные,  человеческие,  финансовые ресурсы территории

Фактическое  наличие  потенциальных  объектов  и субъектов  деятельности общественной  организации 

С точки зрения социально-экономического  состояния

территории

Определенное

качество и уро-

вень жизни

Минимальные  затраты на  поддержку  и  развитие социально-экономического  состояния  территории 

Определенный  уровень решения  основных  задач, являющихся  предметом деятельности  общественной организации

С точки зрения менеджмента  территории

Гарантирование  получение общественных услуг

Помощь  во  ведении деятельности,  стабильные «правила  игры», невмешательство в дела

Помощь  или  невмешательство  в  деятельность общественной  организации