Глобальный жизненный цикл товара

Основные факторы, определяющие жизненный цикл товара (ЖЦТ)

На какой стадии жизненного цикла находится товар в той или иной стране, зависит от ряда факторов:

• уровень экономического развития;

• существующий уровень конкуренции;

• степень насыщенности целевого рынка;

• особенности потребления товара;

• существующие национальные обычаи.

На целевых рынках промышленно-развитых стран ЖЦТ, как правило, существенно короче, чем на рынках развивающихся стран. Вместе с тем существует общая тенденция сокращения длительности ЖЦТ и его постепенное выравнивание для отдельных стран.

Глобальный жизненный цикл товара. Глобальный ЖЦТ во многом зависит от того, каким образом фирма осуществляет свой выход на внешние рынки. Здесь возможны несколько подходов, однако наиболее часто рассматриваются два из них (синхронный и последовательный).

При первом фирма стремится выйти со своим товаром одновременно на все привлекательные для нее внешние рынки, в то время как другие фирмы предпочитают последовательно осваивать отдельные внешние рынки.

Возможности использования концепции глобального ЖЦТ. Фирмы отдельных стран по-разному подходят к концепции жизненного цикла своих товаров на внешних рынках. В частности, фирмы США, реализуя концепцию глобального ЖЦТ, последовательно осуществляют следующие мероприятия:

• сначала выводят новый товар на американский рынок и, убедившись в том, что он пользуется спросом на внутреннем рынке, начинают экспортировать товар в наиболее привлекательные для фирмы страны;

• получив подтверждение о существующем спросе на товар, организуется его производство в зарубежных странах на условиях лицензирования или создания совместного производства;

• произведенная в зарубежных странах продукция начинает экспортироваться в другие страны, в том числе и в США;

• постепенно усиливается конкурентная борьба за рынки продажи товара в связи с постоянно возрастающим числом производителей данного товара. Это продолжается до тех пор, пока не будет принято решение о снятии товара с производства.

Описанный подход характерен и для многих фирм других стран, в том числе европейских. Реализуя концепцию ЖЦТ на внешних рынках, фирма независимо от страны ее месторасположения должна учитывать потенциальные возможности своего товара на каждом из зарубежных рынков.

Ограниченность концепции жизненного цикла товара. Рассматривая роль и значение концепции жизненного цикла товара на внешних рынках, не нужно преувеличивать ее значимость. Следует иметь в виду, что она имеет ограниченное применение и не всегда целесообразно следовать ее классическим постулатам