Страна происхождения товаров

«Сделано  в...». Зарубежные маркетологи давно обнаружили «эффект страны происхождения» в поведении потребителей. Страна происхождения выступает как фактор, влияющий на решение купить скорее или местный товар, или товар, сделанный в определенной стране. Информация о стране происхождения служит стимулом, на основании которого потребители делают заключения относительно товара и его характеристик.

Имидж страны происхождения компании является одним из источников силы имиджа компании. Так, понятие «швейцарское качество» говорит само за себя. Распространено мнение, что большая часть российских компаний конкурируют за счет предложения своим потребителям товаров по весьма низкой цене, чем компенсируются недостатки в обслуживании, продукте. Пример: Покупательница спросила у продавца, показывая рукой на некий товар: «А это — чье качество?» И добавила: «Это — как Китай, как Тайвань или как Япония?». По некоторым данным, часть китайских товаров уже ввозится к нам с поддельной надписью: «Сделано в России».

Маркетологи не раз сообщали, что рекламные кампании типа «Сделано в США», «Покупайте канадское!» и т. п. действенно убеждают местных потребителей выбрать местные товаров скорее, чем иностранные, импортные. Но такой эффект легче и чаще можно обнаружить преимущественно в развитых рыночных странах, да и то не в отношении любых товаров и тем более услуг. В России после того, как иностранные товары с начала 1990-х гг. стали наполнять прилавки, никакие призывы правительства вроде «Покупайте российское» не оказали существенного влияния на потребителей, быстро привыкших к западным стандартам качества.

По мнению маркетологов «страна происхождения» становится важным атрибутом для потребителей всякий раз, когда информация о ней доступна им во время оценки изделия. Во-вторых, потребители часто смешивают в своем сознании информацию, ассоциированную с фирменным знаком, и информацию о стране происхождения товара - фирменный знак выступает для многих потребителей как полномочный представитель страны происхождения товара.

Вывод:  часть маркетинговых усилий целесообразно направить на каналы распределения и, в частности, на обучение продавцов относительно зависимости между странами, где изделия спроектированы (разработаны) и/или собраны, и воспринимаемым качеством.

Национальная идентичность.   Патриотические чувства у каждой нации имеют разные истоки и особенности, по-разному проявляются, ведут к разным выводам в отношении маркетинга. В США в последние годы туристы с большим трудом могут найти сувениры и другие материальные товары, сделанные собственно в США, — ведь в американской экономике все больший удельный вес приобретают интеллектуальные, а не материальные продукты. Соответственно среди самих американцев все меньше заметен патриотизм в отношении к отечественному производителю.

Как же проявляется национальная идентичность «по-русски» на отечественном рынке?

От стратегии «Сделано на Западе — продано в России» иностранные предприниматели к XXI в. стали переходить к стратегиям «Сделано в России — продано в России» и даже к «Сделано в России — продано на Западе». Западная экспансия заставила задуматься над тем, насколько сформирован российский рынок, в чем его специфика и насколько он готов к использованию цивилизованных методов маркетинга и рекламы.

Для оценки успешности брендов на российском рынке проводятся конкурсы и программы:

·  «Российская марка»

·  «Народная Марка»,

·   «100 лучших товаров России»