Составление организационной структуры маркетинговой службы

Основными установившимися видами организационной структуры службы маркетинга являются:

1)   Функциональная

2)   Товарная

3)   Географическая (региональная)

4)   Рыночная

1) Управляющий службой маркетинга

- Группа планирования ассортимента

- Группа рекламы и стимулирования сбыта

- Группа сбыта и сервиса

- Группа маркетинговых исследований рынка

- Группа распределения (товародвижения)

2) Управляющий службой маркетинга

- Руководитель группы товара А

- Руководитель группы товара Б

- Руководитель группы товара В

Руководитель группы товара А

- Исследование товара А

- Разработка и планирование товара А

- Реклама и стимулирование сбыта товара А

- Ценообразование товара А

- Группа распределения товара А


3) Управляющий службой маркетинга

Маркетинг на внутреннем рынке

- Маркетинг Центрального района

- Маркетинг Поволжья

- Маркетинг Северо-Кавказского района

Маркетинг на зарубежном рынке

- Маркетинг стран СНГ

- Маркетинг Финляндии

- Маркетинг Германии

Чем занимается служба маркетинга?

Исследует

1)    Потребителей

2)    Товары

3)    Конкурентов

4)    Общеэкономические тенденции

5)    Конъюнктуру рынка

6)    Сегментирование рынка

Разрабатывает стратегию

1)    Товарную стратегию

2)    Стратегию ценообразования

3)    Стратегию сбыта

4)    Стратегию продвижения (рекламы)

5)    Общую рыночную стратегию фирмы

Организует

1)    Товародвижение

2)    Сбыт

3)    Продвижение (рекламу)

4)    Общеэкономические тенденции

5)    Сервис

2 Должностные обязанности

Для выполнения возложенных на него функций специалист по  маркетингу обязан:

- Осуществлять разработку мер по производству продукции  (товара)

и оказанию услуг, которые находят наибольший спрос и рынок сбыта.

- Содействовать сбалансированному развитию производства  и  сферы

услуг, готовить  предложения  по  выбору и изменению направлений развития  товарного  ассортимента, производственно-хозяйственнойи

предпринимательской деятельности.

- Участвовать в разработке  маркетинговой  политики,  определении

цен, создавать  условия  для  планомерной  реализации товара и расширения

оказываемых услуг, удовлетворения спроса покупателей (клиентов) на товары и услуги.

- Изучать рынок аналогичных товаров  и  услуг  (анализ  спроса  и

потребления, их мотиваций  и  колебаний,  деятельности  конкурентов)  и

тенденций его развития.

- Прогнозировать  объем  продажи  и  формировать  потребительский

спрос на товары и услуги,  выявлять наиболее эффективные рынки  сбыта,  а

также требования к  качественным  характеристикам  товара  (способ  его

производства, срок службы, правила пользования, упаковку) или оказываемой услуги.

- Исследовать факторы, влияющие на сбыт товара и имеющие значение

для успешной  реализации  оказываемых  услуг,  типы  спроса  (устойчивый,

ажиотажный, кратковременный и др.),  причины его  повышения  и  снижения, дифференциацию покупательной способности населения.

- Совершенствовать   информационное   обеспечение   проводимых

исследований рынка.

- Разрабатывать программы по формированию спроса и стимулированию сбыта, рекомендации  по  выбору  рынка  в соответствии с имеющимися ресурсами.

- Определять меры, готовить предложения и разрабатывать рекомендации  по  повышению  качества и улучшению потребительских свойств товаров и услуг,  перспективы освоения новой продукции и рынков  сбыта  с учетом  социально-демографических особенностей различных групп населения, состояния и динамики их доходов,  традиций и вкусов,  а также необходимые для этого затраты всех видов ресурсов, включая сырье, материалы, энергию, кадры.

- Анализировать конкурентную среду с  учетом  изменений  в налоговой, ценовой и  таможенной  политике  государства,  объем  оборота, прибыль от продажи,  конкурентоспособность, скорость реализации, факторы, влияющие на сбыт.

Вести   контроль   за   сбытом, проводить сопоставление запланированных данных с полученными  результатами  по  объему,  выручке, времени сбыта (оказания услуг) и территории их распространения,  выявлять отклонения и изменения конъюнктуры рынка.

- Обеспечивать рост эффективности   предпринимательской деятельности, прибыли и доходов,  повышение конкурентоспособности товаров и услуг.

- Принимать участие в  подготовке,  переподготовке  и  повышении квалификации управленческих кадров с учетом требований рыночной экономики.

- Выполнять отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

Должностные обязанности товароведов в значительной мере определяются умением и задачами структурного подразделяются, в котором они работают. Можно выделить 3 основных направления товароведной деятельности: технологическое, обеспечивающее технологию товародвижения: организационно – управленческое, нацеленное на стимулирование сбыта, выявление спроса и рынков сбыта, организацию закупок товаров: маркетинговое, предназначенное для выявления потребностей и товаров как средство их удовлетворения.

Товаровед контролирует выполнение контрагентами договорных обязательств, в том числе поступление товаров в согласованном ассортименте по срокам, качеству, количеству.

Участвует в составлении претензий контрагентам.

Принимает участие в подготовке ответов на претензии покупателей.

Товаровед изучает спрос на определенные группы товаров, а также, тенденции развития спроса.

В последнее время товароведы могут работать и в Интернете. Большое количество Интернет – магазинов дает возможность товароведам попробовать свои силы в виртуальной реальности. Потребители могут узнать о свойствах товаров, посетив сайт отзывов, где можно найти описание товаров, их характеристики, узнать мнения покупателей и познакомиться с профессиональными советами товароведов.

Товароведы для изучения спроса иногда пользуются  методом анкетирования. Достоинство метода анкетирования состоит в том, что проведение одного опроса позволяет получить целый комплекс информации: требования покупателей к потребительским свойствам товаров, средний размер покупки, частоту обращения в магазин за данным товаром, средний уровень цен, отвечающий ожиданиям покупателей, а также ожидаемое количество и демографические характеристики потенциальных покупателей.

3)Сбор и анализ внешней информации является одной из главных функций маркетинга. Получение внутренней информации, как правило, осуществляется на основе управленческого учета, обеспечивающего руководство предприятия данными, необходимыми для анализа текущего положения и принятия управленческих решений.

Для получения необходимой информации отдел маркетинга использует различные методы анализа рынка, потребителей и конкурентов. На основании полученных данных строятся прогнозы изменения покупательского спроса.

Информационная система маркетинга включает четыре блока:

1)   Внутренняя информация – обычно  отражает показатели текущего сбыта, издержки, объема материальных запасов, движения денежной наличности и.т.д.

2)   Текущая внешняя информация – постоянно осуществляемый процесс наблюдения за ситуацией на рынке, за происходящими переменами в окружающей среде.

3)   Маркетинговые исследования – предназначены для сбора, систематизации и анализа данных применительно к конкретной маркетинговой ситуации.

4)   Анализ и обработка маркетинговой информации – включает компьютеризированную систему поддержки принятия маркетинговых решений, которые помогают руководителям обрабатывать, систематизировать и анализировать соответствующим образом данные и использовать их в своей хозяйственной деятельности. В современных условиях широко используются различные статистические, математические методы и модели, экспертные оценки при анализе и обработке маркетинговой информации, помогающие принять маркетинговые решения.