Содержание понятия маркетинг и виды маркетинга

В мировой практике маркетинг появился как результат многолетней эволюции взглядов товаропроизводителей на свою деятельность, поиска рациональной фирмы производственно-сбытовой деятельности.

Термин ''маркетинг'' происходит от англ. Слова ''market'' (рынок).

Маркетинг — это анализ конъюнктуры товарного рынка, направленный на выявление потенциальных рынков сбыта при их долгосрочном прогнозе с учетом потребительского спроса, а также перспектив организации в области исследований и приспособления производства к возникающим или ожидаемым ситуациям.

Маркетинг показал, что прибыль предприятия зависит не только и не столько от снижения издержек собственного производства, а в значительной мере от того, какое внимание уделяется исследованию рынка и конкурентов, качеству товара и организации его успешного продвижения на рынок.

Значение современного маркетинга состоит в следующем.

Во-первых, маркетинг создает новый образ мышления в управлении предприятием — попытку оптимально использовать наличные ресурсы и весь потенциал предприятия с учетом требований рынка.

Во-вторых, маркетинг создает и новый образ действия предприятия на рынке. Формируется целостная методология рыночной деятельности предприятия, раскрывающая ее принципы, методы, средства, функции и организацию.

В-третьих, складывается и развивается система продвижения товаров, в которой используется богатый набор различных приемов:

-  совершенствование функций товара;

-  стимулирование потребителя;

-  гибкая ценовая политика;

-  реклама;

- эффективность каналов товародвижения и т. д.

Виды маркетинга

Концентрированный маркетинг

Выбирается какой-либо один сегмент рынка и все внимание сосредоточивается на представлении идеального маркетингового комплекса

Дифференцированный маркетинг

Выход с рядом родственных продуктов на соответствующие специфические сегменты рынка

Междифференциро-ванный маркетинг

Один продукт предлагается всем сегментам рынка

Микромаркетинг

Действия, ограниченные масштабами отдельной компании (предприятия)

Макромаркетинг

Действия, охватывающие индивидуальные и общественные потребности при мобилизации всего производственного потенциала экономики государства, рынка, региона

Социальный маркетинг

Связан с нуждами потребителей, формирующимися на основе общественных факторов (защита окружающей среды, здоровый образ жизни)

Основные функции маркетинга

Комплексное

исследование рынка

Исследование, анализ и прогноз в производствен-

ной, торговой, товарной,  сбытовой,  рекламной,

ценовой и других сферах предприятия. Изучение

деятельности конкурентов

Разработка и планирование ассортимента

Разработка ассортиментной структуры производства в соответствии с требованиями рынка. Оценка конкурентоспособности изделий. Установление взаимосвязи технических и потребительских параметров. Политика нововведений. Ценовая политика. Упаковка товара. Товарный знак