Глобализация мировой экономики

Современное развитие мировой экономики в значительной степени отличают процессы глобализации, которые реализуются прежде всего в активизации деятельности крупнейших транснациональных компаний в таких сферах, как международная торговля, валютный и финансовый мировые рынки, международная производственная деятельность, международный правовой режим, международные информационные технологии, а также в области деловой культуры. Наиболее ярко прослеживаются интеграционные процессы в мировой экономике на примере стран Европейского союза.

Основные факторы, стимулирующие этот процесс, приведены ниже.

Основные факторы развития процесса глобализации мировой экономики

Экономические:

•     усиление конкуренции в масштабах мирового рынка

•     концентрация и централизация капитала

•     приобретения: слияния и поглощения

•     рост крупных глобальных компаний, ТНК и финансово-промышленных групп

•     поиск путей снижения затрат и повышения доходности бизнеса. Эффект масштаба

•     оптимизация управленческих и организационных систем

•     либерализация и дерегулирование рынков товаров и капиталов

•     усиление экономической взаимозависимости стран

•     обострение глобальных проблем человечества

Научно-технические:

•    разработка новых систем связи и новых материалов

•    глобализация информационных сетей и средств связи

•    новые сверхбыстрые транспортные системы

Политические:

•    тенденции к транспарентности государственных границ

•    активизация политического диалога и контактов между странами, проведение международных встреч и конференций

•   усиление политической взаимозависимости стран

Правовые:

•    Европейский акт, принятый на Конференции европейских сообществ в Люксембурге в 1985 г (вступил в силу в 1987 г.), провозгласивший четыре свободы в международном движении; товаров, людей, услуг и капиталов

•    решения Конференции ГАТТ в Пунта дель Эсте 1986 г., начавшей уругвайский раунд переговоров о снижении тарифов и других ограничений в международной торговле

•  создание Всемирной торговой организации (ВТО)

Социально-культурные.

•  снижение роли национальных традиций, обычаев

•  возрастание роли человеческого фактора, стандартизация вкусов, ожиданий и предпочтений потребителей

•   развитие культурного и человеческого обмена

•    усиление процессов взаимопроникновения национальных культур

•    развитие учебных и научных контактов

•    развитие туризма

Важнейшим звеном в характеристике глобализации мировой экономики, как и глобализации отдельной страны или отдельной компании, являются соответствующие количественные и качественные показатели развития данного процесса.

К количественным показателям определения степени глобализации мировой экономики относятся:

•    объем и темпы роста международного производства товаров и услуг в сопоставлении с объемом и темпами роста всего мирового валового продукта;

•    объем и динамика роста прямых иностранных инвестиций в сопоставлении с аналогичными показателями по совокупным прямым инвестициям (внутренним и международным);

•    объем и динамика международной централизации капитала, слияний и поглощений;

•    объем и динамика крупных международных инвестиционных проектов;

•   объем и динамика международной торговли товарами и услугами;

•   объем и динамика международной торговли патентами, лицензиями, ноу-хау;

•   объем и динамика международными банковскими операциями;

•   объем и динамика международных операций на мировом фондовом рынке;

•   объем и динамика операций на мировом валютном рынке;

•   объем и динамика движения трудовых и людских ресурсов;

•   число глобальных компаний;

•   число глобальных брендов.

Качественные показатели определения степени глобализации мировой экономики включают:

•   лояльность потребителей к глобальным торговым маркам;

•   интернационализацию образа и стиля жизни;

•   интернационализацию и стандартизацию запросов и предпочтений потребителей.