Рыночный жизненный цикл товара, его основные этапы

Каждый товар производится и живет на рынке определенное время, т.е. имеет свой жизненный цикл.

ЖЦТ – это время с момента первоначального появления товара на рынке до прекращения его реализации на данном рынке.

ЖЦТ может длиться от нескольких дней до нескольких десятков лет. Задача маркетолога – рационально удлинить продолжительность жизни товара на рынке, хотя развитие НТП, наоборот, приводит к ускоренному «старению» товаров и сжатию их жизненного цикла.

ЖЦТ можно разделить на несколько стадий – этапов:

1.Исследование и разработка товара – прежде чем вывести товар на рынок, исследователи проверяют свои идеи, замыслы, разработки опытным путем. Предварительно изучается потребитель и нуждается ли он в данном товаре. Осуществляется испытания, опытное производство, пробные продажи. Предприятие вкладывает средства в техническую и организационную подготовку производства.

2. Выведение  товара на  рынок (внедрение )

Средства маркетинга

Классификация средств маркетинга делится на:

1.  Средства удовлетворения потребностей - это товар;

2. Средства стимулирования сбыта - ценовая и сбытовая политика.
Как мы уже знаем, из предыдущих лекций, что важнейшим средством

удовлетворения потребностей - является товар.

Товар -это все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи.

Условно товар можно представить как сумму элементов: изделие + необходимое качество изделия + комплекс обеспечиваемых и ограничиваемых элементов + комплекс элементов маркетинга.

При создании товара разработчику нужно воспринимать идею на трех уровнях.

Первый уровень товар по замыслу. На котором дают ответ на вопрос: что в действительности будет приобретать покупатель? Любой товар - это заключенная в упаковку услуга для решения какой-то проблемы. «Продавайте не бифштекс, а его аппетитное шкворчание на сковородке». Задача деятеля рынка - выявить скрытие за любым товаром нужды и продавать не свойства этого товара, а выгоды от него.

Второй уровень - товар в реальном исполнении. Он может обладать пятью характеристиками: уровнем качества (надежность, срок службы), набором свойств, специфическим оформлением, марочным названием и специфической упаковкой.

Третий уровень -товар с подкреплением. Это предоставление потребителям дополнительных услуг и выгод (монтаж, поставки и кредитование, послепродажное, гарантийное и послегарантийное обслуживание и т.д.).

Среди товаров широкого потребления выделяют:

а) Товары повседневного спроса - товары, которые потребитель обычно покупает,
часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнении между собой.
Пример: табак, мыло, газеты.

б)  Товары предварительного спроса - это товары, которые потребитель в
процессе выбора и покупки, как правило, сравнивает между собой по показателям
пригодности, качества, цены и внешнего оформления.

Пример: мебель, одежда, подержанные автомобили, электробытовые приборы.

в) Товары обычного спроса - товары с уникальными характеристиками и / или
отдельные марочные товары, ради приобретения которых значительная часть
покупателей готова затратить дополнительные усилия.

Пример: модные товары, автомобили, телеаппаратура, фотооборудование.

г) Товары пассивного спроса - товары, которые потребитель не знает или знает,
но обычно не задумывается об их покупке.

Пример: новинки типа кухонных машин для переработки пищевых продуктов пребывают в разряде товаров пассивного спроса до тех пор, пока реклама не обеспечивает осведомленность потребителя об их существовании. Классическими примерами всем известных и не вызывающих спроса товаров служат — страхование жизни, могильные участки, надгробия, энциклопедии.

Среди товаров промышленного назначения выделяют: производителя:

а)  материалы и детали — товары, полностью используемые в изделии
производителя:

•   Сырье (хлопок, овощи, железная руда и т.д.)

•   Полуфабрикаты и детали (пряжа, проволока, шины и т.д.)

б)  капитальное имущество - товары, частично присутствующие в готовом изделии:

•   Стационарные сооружения (заводы, административные здания)

•   Стационарное оборудование (станки, компьютеры)

•   Вспомогательное оборудование (ручной инструмент, пишущие машинки,
письменные столы).