Понятие цены

 Взаимосвязь цены и спроса.

Ценовая стратегия является одним из важнейших элементов рыночной политики фирмы, так как цена – главный регулятор спроса и предложения на рынке.

Под ценовой политикой понимается система положений о том, какие принципы должны составлять основу ценообразования и как маневрировать ценами для достижения целей фирмы и решения маркетинговых задач.

Ценообразование является одним из важнейших элементов маркетинга на фирме. Правильная ценовая политика – это залог успеха в будущем, поскольку цена является единственной составляющей которая имеет прямое отношение к доходам, в то время как стимулирование сбыта, товародвижение, хранение, реклама и т. д. являются расходами.

ЦЕНА – это обменный эквивалент стоимости товара или услуги в денежном выражении.

Для предпринимателей цена обычно складывается из затрат на производство товаров, продвижение и чистой прибыли.

Для  потребителей  цена  –  это  то,  с  помощью  чего  можно сравнить конкурирующие  между  собой  товары. Это  означает,  что  потребители рассматривают цены с точки зрения их доступности, а так же количества и качества приобретённых благ удовлетворённых потребностей.

Любая цена назначенная фирмой, так или иначе скажется на уровне спроса на товар. Зависимость между ценой и сложившимся в результате этого уровнем спроса представлена кривой спроса. ( см. рис. 1 )  Кривая показывает, какое количество товара будет продано на рынке в течение конкретного отрезка времени по разным ценам, которые могут взиматься в рамках данного отрезка времени. В  обычной  ситуации  спрос  и  цена  находятся  в  обратно пропорциональной  зависимости,  т. е.  чем  выше  цена  тем  ниже  спрос. 

И соответственно, чем ниже цена, тем выше спрос.   Так что, подняв цену с Ц-1 до Ц-2, фирма продаст меньшее количество товаров. Однако  в  случаях  с престижными товарами кривая спроса иногда имеет положительный наклон.

Пример: Парфюмерная фирма обнаружила, что, повысив цену она продала духов не меньше, а больше!

    


Два возможных варианта кривой спроса

Рис. 1.  Два возможных варианта кривой спроса.

  Факторы  ценообразования.

При разработке ценовой стратегии, необходимо, прежде всего учитывать все влияющие на цену факторы, основными из которых являются:

  1.Внешние:

  - реакция потребителей на уровень цены товара, (Как правило, потребитель предпочитает приобретать товары по более низким ценам. Однако необходимо выявлять конкретное мнение потребителей в рамках целевого сегмента рынка).

  - законодательные акты и действия исполнительных органов власти;   (Система налогообложения, налоговые льготы, фиксация цен, и т. д.)

  - состав и специфика каналов товародвижения;   (Сбыт без посредников позволяет лучше контролировать цены но требует от фирмы дополнительных затрат. Оптовые и розничные продавцы, беря на себя эту функцию влияют на уровень цен.)

  - рыночная ситуация и конкурентная среда.   (Эти факторы не только учитываются фирмой, Но и в определённой мере могут ею формироваться.)

  2.Внутренние:

  - целевая ориентация рыночной политики фирмы; (Цели могут быть ориентированы на сбыт, на прибыль и на сохранение существующего положения.)

  - издержки фирмы; (Сырьё, комплектующие, транспорт, рабочая сила и т. д.)

 - жизненный цикл товаров;

  - имидж товаропроизводителя;

  - организация сервиса;

  - степень совершенства управленческой системы.