Понятие и назначение политического маркетинга

Политическая наука как академическая дисциплина давно уже перестала быть лишь областью теоретического значения. В условиях вовлеченности в политику широких слоев населения важное значение приобретает ее прикладная функция.

Каким же образом разнообразные устремления и ориентации индивидов согласовываются, обретают в политике форму разумной всеобщности? Это достигается благодаря политическому маркетингу, представляющему собой совокупность теорий и методов, посредством которых органы власти и политические партии формулируют свои цели и добиваются их поддержки со стороны населения.

Политический маркетинг – грамотное, корректное и целенаправленное выявление, подчеркивание и демонстрация различным социальным и национальным группам избирателей именно тех качеств и достоинств претендента на лидерство, к которым эти группы проявляют особый интерес.

Зарубежные политологи исходят из определения политического маркетинга как совокупности теорий и методов, которыми могут пользоваться субъекты политики с тем, чтобы одновременно определить свои цели и программы, воздействовать на поведение граждан. Политический маркетинг в рамках своих функций реализует следующие цели:

- развивать концепцию коммуникации в зависимости от выдвигаемых идей;

- определять адекватность своих идей рынку;

- выявлять, какую политическую позицию необходимо занять в зависимости от:

а) личных качеств лидера;

б) ожиданий рынка;

в) наличия других претендентов.

Назначение политического маркетинга состоит в том, чтобы повлиять на поведение личности, трансформировать индивидуальные интересы и потребности путем их взаимного приспособления и выработки на основе консенсуса всеобщего интереса.

Политический маркетинг рассматривается как один из видов политических технологий. Он чрезвычайно популярен во всем мире. Сам термин заимствован из управленческих наук. Английское слово “market” – рынок – в экономико-управленческой деятельности связано с рынком товаров, услуг. Маркетинг, как управленческая концепция, трактуется как социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги.

Понятно, что в политической сфере речь идет не о товарах и услугах в экономико-управленческом понимании. В политике надо выбрать лучшего из лучших политиков, удовлетворить потребность в свободе выбора во имя “насыщения” всех других человеческих потребностей.

В определении политического маркетинга главным обстоятельством, отличающим его от маркетинга в экономической сфере, является направленность на формирование политической власти.

Как политическая технология, политический маркетинг – это сложная и тонкая работа, имеющая свои правила и закономерности. В западном обществе накоплен большой опыт использования политического маркетинга, собрана обширная литература, функционируют специальные консультативные и научные институты, работает огромное количество индивидуальных консультантов. Практически все политические партии, большинство кандидатов на выборные должности прибегают к услугам политических маркетологов.

Однако, политический маркетинг – это не реклама, это и не агитация, активно использовавшаяся в советские времена. Политический маркетинг можно определить как грамотное, корректное и целенаправленное выявление, подчеркивание и демонстрацию различным группам населения именно тех реальных качеств и достоинств претендента на лидерство (руководство), к которым эти группы предъявляют особый интерес.

В современных государствах действуют многочисленные политико-маркетинговые фирмы. Наиболее крупной российской фирмой, оказывающей услуги в области политического маркетинга, является “Николо М”. Наряду с ней в Российской Федерации действуют десятки других менее известных компаний.