Понятие дерева целей страховой компании

Структурное построение большинства страховых компаний является достаточно сложным, оно включает в себя большое количество разнообразных элементов в виде подразделений и дочерних компаний. Задача каждого из них в организации труда в компании не всегда очевидна. Более того, при разрастании структуры персонал и руководство отдельных подразделений легко может потерять видение своего места в процессе достижения главной цели предприятия. Для того, чтобы этого не произошло, страховой компании, как, впрочем, и любому другому крупному предприятию, требуется формализованное представление о целях и задачах каждого подразделения в системе общих устремлений фирмы. Такая формализованная система может быть названа “деревом целей”.

Дерево целей является системой дробления общей задачи компании на вторичные цели по различным уровням иерархии компании, оно также предназначено для деления вторичных задач на цели более низкого порядка – вплоть до уровня отдельного исполнителя. Дерево целей строится по иерархическому принципу, отражая реальное построение структуры предприятия. Дерево целей имеет субъективный характер: для одной и той же компании оно может быть построено несколькими различными способами. Его конфигурация зависит от субъективного преломления технологического процесса страховой и сопутствующей ей деятельности в системе целей предприятия.

Принципы построения дерева целей страховой компании. Существует очень ограниченное число функций и задач, являющихся обязательными для включения в систему управления предприятия. К ним относится, например, бухгалтерская отчетность, наличие системы управления в виде советов директоров и иных органов, закрепленных законодательно. Вне этих рамок страховая компания имеет полное право свободно создавать организационную структуру в соответствии со своими представлениями о системе собственных целей. Однако несмотря на высокую степень свободы, при формировании дерева целей для структуризации страховой компании необходимо использовать шесть основных принципов, обеспечивающих максимальный эффект его применения:

1.   Иерархия целей – поступательное и постепенное движение от обобщенных задач к частным,

2.   Адаптация целей более низкого уровня для облегчения их восприятия персоналом компании и проведения соответствующей ориентации подразделений,

3.   Полнота описания задач — цели более низкого иерархического уровня должны в полной мере описывать цели вышестоящего уровня,

4.   Направленность целей — цели более низкого иерархического уровня должны быть в полной мере направлены на реализацию целей более высокого иерархического уровня,

5.   Максимальная простота и логическая обоснованность системы целей — все цели нижестоящего иерархического уровня должны логично вытекать из вышестоящей цели, причем общее количество нижестоящих целей не должно превосходить необходимого минимума,

6.   Расстояние от цели каждого конкретного сотрудника до общего устремления предприятия (или ее проекции на данный структурный блок) должно быть минимально возможным.

Адаптация задач для облегчения их восприятия имеет первостепенное значение для эффективности дерева целей. Каждая из составляющих дерева – конкретная задача предприятия – должна быть максимально приближена к представлению сотрудников о том, как работает компания. В связи с этим весь ее технологический процесс необходимо разделить на блоки – простые и понятные для персонала элементы. При этом блоки должны быть замкнуты на одно определенное и конкретное понятие — географический регион, операцию или функцию, имеющую большое значение для достижения цели страховой компании.

 Так, целью может быть получение максимальной долгосрочной прибыли на каком-либо географическом рынке, сбыт страховой продукции, оформление договоров страхования, инвестирование свободных средств - активов и страховых резервов, расследование страховых событий по договорам определенного типа и т.д. Однако в любом случае эти понятия необходимо формулировать так, чтобы их было легко идентифицировать и отделить от прочих. Поэтому каждый блок в дереве целей должен описывать самостоятельное и логически изолированное действие. Это обеспечивает деление технологического процесса на ряд самостоятельных фрагментов, “нанизанных” на общую цель компании и направленных на ее достижение, логически вытекающих один из другого.

Логическая и смысловая обособленность целей позволяет формировать на их основе ясное горизонтальное и вертикальное разделение труда, позволяющее в максимальной степени повысить эффективность фирмы. В этом состоит один из основных секретов оптимального построения страховой компании. Проще говоря, структуризация страховой компании должна осуществляться по типам «ремесла» - самостоятельных, независимых операций, входящих в систему разделения труда в компании.

При создании дерева целей нельзя упустить какие-либо элементы, так как это приведет к неполному отражению деревом технологического цикла страховщика. Следствием этого будет ряд провалов в оперативной деятельности, вызванных тем, что ряд целей и соответствующих им функций не нашел отражения в организационной структуре. С другой стороны, неполное отражение технологического цикла в дереве целей приведет к смешиванию разнородных функций и потере эффективности.

Может возникнуть вопрос: зачем строить дерево целей, если оно по своей структуре в основном совпадает с организационным построением предприятия? На это можно ответить следующее. Дерево целей служит основой для построения организационной структуры, так как оно дает возможность сориентировать структурные блоки на наиболее простое и эффективное достижение целей компании. Полное дерево целей – это развернутый, направленный, иерархически построенный перечень всех технологических операций, осуществляемых страховой компанией в процессе своего функционирования. Дерево целей можно сравнить с притоками реки, собирающими воду с широкой долины в одно русло.

Каждая из целей, включенных в такое дерево, должна «закрываться» подразделением или отдельным сотрудником, занятыми достижением этой цели. При этом организационная подчиненность подразделений должна соответствовать иерархии целей. За счет этого достигается направленность организационной структуры компании на общую (конечную) цель фирмы, что, как было отмечено выше, является залогом ее эффективности.

Особенные сложности представляет построение дерева целей для крупных компаний, осуществляющих целый ряд операций по различным видам страхования на многих рынках. До недавнего времени страховщики не проявляли большого интереса к оптимальному построению собственной структуры и в большинстве компаний вплоть до сегодняшнего дня нет ясного представления о том, как надо ее совершенствовать и повышать эффективность организации. Вследствие этого запутаны и системы целей фирмы. Далее мы рассмотрим некоторые этапы этой процедуры.

Первым этапом построения дерева целей страховщика является выделение центров получения прибыли.