Понятие банковского маркетинга

В условиях административно-командной системы маркетинг не получил распространение в банковской системе, но с переходом на рыночные условия появились факторы, которые вынудили банки заниматься маркетинговой деятельностью.

К таким факторам относятся:

- усиление конкуренции

- развитие информационных технологий

- расширение спектра услуг

- интернационализация

Банковский маркетинг это управленческая деятельность, поиск и использование банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентов путем применения основных маркетинговых методов для достижения максимума прибыли.

  - подход к планированию и осуществлению мероприятий по созданию, распространению и продвижению к потребителям банковских услуг и банковских продуктов, когда при взаимовыгодном соблюдении интересов потребителей и банка последний успешно достигает поставленных перед собой целей.

Элементы банковского маркетинга можно представить в виде схемы

Элементы банковского маркетинга

2. Специфика  банковского маркетинга.

 Специфические характеристики банковских услуг:

  1. Абстрактность,
  2. Непостоянство качества услуг,
  3. Несохраняемость,
  4. Договорной характер обслуживания предполагает психологический барьер,
  5. Связь банковского обслуживания с деньгами,
  6. Протяженность обслуживания во времени,

7. Вторичность удовлетворяемых банками потребностей клиентами.

Цели маркетинга в банковской деятельности

Специфика банковского маркетинга обусловлена характером деятельности банка, который является «своеобразным предприятием, занимающимся бизнесом». С одной стороны, он удовлетворяет потребности хозорганов и населения в кредитах, с другой принимает вклады различных собственников, тем самым,  становясь распорядителем и хранителем совокупного общественного капитала. Характерная черта банковской деятельности - сочетание интересов клиентов и самого банка. Тем логичнее обращение руководства и персонала к концепции банковского маркетинга, глобальные цели которого совпадают в основном с целями менеджмента:

  1. Повышение рентабельности банковской деятельности,
  2. Сохранение ликвидности баланс,
  3. Наилучшее сочетание объема, структуры и качества услуг в соответствии с потребностями клиентов,
  4. Четкая постановка производственной и коммерческой работы на всех уровнях организации,
  5. Повышение квалификации кадров.

Решению поставленных целей способствуют концепции, используемые в маркетинге:

- Производственная (предлагаем услуги, которые можем оказать),

- Товарная (улучшение качества предоставляемых услуг и продуктов),

- Сбытовая (коммерциализация банковской деятельности, интенсификация коммерческих усилий),

- Традиционного маркетинга (предлагаем услуги и товары, необходимые на целых рынках),

- Социально – эстетического маркетинга (предлагаем услуги, имеющие спрос у клиентов, с учётом требований общества),

- Маркетинга взаимодействия (предлагаем услуги и продукты, которые имеют спрос и удовлетворяют партнёров по бизнесу).

Принципы и задачи маркетинга в банковской деятельности. 

В рамках маркетинга в банковской деятельности реализуются следующие принципы:

1. Направленность действий всех банковских работников на достижение конкретных рыночных целей.

2. Комплексность процесса функционирования маркетинга (маркетинговая информация, планирование, организация и контроль).

3. Единство стратегического и оперативного планирования маркетинга.

4. Разносторонне и масштабное стимулирование творческой активности и инициативы каждого работника банка.

5. Обеспечение заинтересованности каждого работника в постоянном повышении своей квалификации.

6. Создание благоприятного психологического климата в коллективе банка.

Основными задачами банковского маркетинга являются:

1. Обеспечение рентабельной работы банка в постоянно изменяющихся условиях денежного рынка.

2. Повышение ликвидности банка в целях соблюдения интересов кредиторов и вкладчиков, поддержание общественного имиджа банка.

3. Максимальное удовлетворение запросов клиентов по объему, структуре и качеству услуг, оказываемых банком. Это создает условия для устойчивости деловых отношений.

4. Поиск новых потребностей в банковских услугах. Проведение маркетинговых исследований.

5. Привлечение в банк новых клиентов. Поддержание и развитие имиджа банка как надежной, ориентированной на потребности клиента организации.

В соответствии с этими задачами банковский маркетинг ориентируется на достижение высоких количественных, качественных и социальных показателей, таких как количество клиентов банка и их счетов, объем депозитов, кредитных вложений, инвестиций, размеры совершаемых банком операций и услуг, показателей доходов расходов банка, сроки обработки документов, степень удовлетворения клиентов по объему, количеству и качеству услуг

Субъекты, объекты, виды и методы банковского маркетинга. Среда банковского маркетинга.  

К субъектам банковского маркетинга относятся Коммерческие банки, маркетинговые отделы, профессиональные маркетологи, клиенты банка (физические и юридические лица).

Объектами банковского маркетинга является продуктовый ряд, конкуренты, виды коммуникаций и систем доставки, а так же динамика потребительского спроса.

Методы проведения маркетинговых мероприятий по способу общения с клиентами и источником информации подразделяется на активный и пассивный маркетинг.

Активный маркетинг характеризуется прямым контактом с клиентом или источником информации, проведение презентаций, конференций, личное общение, анкетирование и опрос населения.

Пассивный маркетинг предполагает косвенные приёмы общения, такие как публикация в прессе с помощью разработки эмблемы или девиза.

Среда банковского маркетинга представляет собой совокупность субъектов и сил, действующих за пределами или внутри банка, которые влияют на процесс принятия решения руководством банка. Среда маркетинга представлена следующей схемой:

Среда банковского маркетинга

Схема 2.

5. Основные функции маркетинга коммерческого банка.  

Чем занимается служба маркетинга?

Схема 3.

Функциональные обязанности специалистов маркетинга:

1)      Начальник отдела:

- предоставление разработок и рекомендаций отдела

- контроль за деятельностью сотрудников отдела

2)      Специалиста по исследовательским функциям

- анализ внешней среды

- анализ доходности по отдельным сегментам рынка

- сбор и обработка информации о новых банковских продукций и т. д.