Положения об отделах маркетинга

Общие положения

1. Отдел маркетинга является самостоятельным структурным подразделением предприятия.

2. Отдел создается и ликвидируется приказом директора предприятия.

3. Отдел подчиняется непосредственно директору

4. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом директора предприятия.

5. Начальник отдела маркетинга имеет одного заместителя(ей).

Обязанности Права Ответственность
1. Осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью компании, обеспечивая эффективное и целевое использование материальных и финансовых ресурсов, снижение их потерь, ускорение оборачиваемости оборотных средств.
2. Принимает меры по своевременному заключению хозяйственных и финансовых договоров, обеспечивает выполнение договорных обязательств.

3. Руководит разработкой мер по ресурсосбережению и комплексному использованию материальных ресурсов.

4. Контролирует соблюдение работниками трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда, требований требований противопожарной безопасности.
5. Обеспечивает доведение до сведения работников и исполнение ими распоряжений и приказов генерального директора.

1. Давать указания структурным подразделениям предприятия по вопросам, относящимся к компетенции отдела и вытекающим из функций, которые перечислены в настоящем Положении.

2. Требовать и получать от структурных подразделений предприятия материалы, необходимые для осуществления деятельности отдела.

3. Вести переписку по вопросам, входящим в компетенцию отдела и не требующим согласования с руководителем предприятия.

4. Представительствовать в установленном порядке от имени предприятия по вопросам, относящимся к компетенции отдела, во взаимоотношениях с государственными и муниципальными организациями, а также другими предприятиями, организациями, учреждениями.

5. Вносить предложения руководству предприятия о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности должностных лиц предприятия по результатам проверок.

1. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение функций отдела несет начальник отдела маркетинга.

2. На начальника отдела маркетинга возлагается персональная ответственность в случае:

2.1. Несоответствия законодательству издаваемых отделом инструкций, приказов.

2.2. Представления недостоверной информации, использование которой привело к осложнению взаимоотношений с контрагентами предприятия, уменьшению прибыли, а также причинению ущерба деловой репутации предприятия.

2.3. Необеспечения или ненадлежащего обеспечении руководства предприятия информацией по вопросам работы отдела маркетинга.

2.4. Несвоевременного, а также некачественного исполнения документов и поручений руководства предприятия.

3. Ответственность сотрудников отдела маркетинга устанавливается должностными инструкциями.

В своей деятельности отдел руководствуется:

1. Уставом предприятия.

2. Настоящим Положением

3. Конституцией Российской Федерации

3 Трудовым кодексом Российской Федерации

Структура

1. Структуру и штатную численность отдела утверждает директор предприятия исходя из условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальника отдела маркетинга и по согласованию с отделом организации и оплаты труда.

2. Положения о подразделениях отдела маркетинга (бюро, секторах, группах, пр.) утверждаются начальником отдела маркетинга, а распределение обязанностей между сотрудниками подразделений производится руководителями групп, заместителем начальника отдела.

Цели

1. Разработка маркетинговой стратегии.

2. Анализ положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием.

3. Разработка стратегии развития предприятия.

4. Выявление ключевых внутренних и внешних проблем предприятия и разработка оптимальных способов их решения.

5. Исследование существующих сетей сбыта и систем снабжения.

6. Анализ потребительских свойств выпускаемой (реализуемой) предприятием продукции и требований, предъявляемых к ней покупателями.

7. Организация рекламы и стимулирование сбыта.

8. Организация послепродажного обслуживания продукции.

Функции

1. Организация процесса маркетинговых исследований, включающего следующие операции:

- определение проблемы, связанной со сбытом продукции;

- получение первичной информации (внешней и внутренней);

- проведение анализа вторичной информации (внешней и внутренней);

- проведение анализа данных, характеризующих рынок рассматриваемого вида продукции;

- формирование рекомендаций по результатам проведенного анализа;

- использование результатов маркетингового исследования;

2. Поиск и систематизация информации о:

- показателях экономического развития отраслей и регионов, направлениях государственной политики, определяющей производство и сбыт выпускаемой продукции и потребляемых видов сырья;

- существующем уровне отечественного производства, объемах импорта и экспорта аналогичной выпускаемой продукции и потребляемого сырья, а также про-изводстве и импорте продукции-заменителя;

- потребителях и сегментации рынка;

- основных характеристиках рынка для каждого его сегмента (эластичности сложившихся цен, потенциальной и реальной емкости рынка, его насыщенности);

- географическом распределении товара, его экспортных рынках;

3. Сбор информации о конкурентах по следующим направлениям:

- объемы продажи в целом и по сегментам рынка;

- общая доля на рынке;

- цели и поведение на рынке;

- самооценка;

4. Выявление сильных и слабых сторон конкурентов по:

- качеству выпускаемой продукции;

- ценовой политике;

- продвижению товара;

- сбытовой политике;

- послепродажному обслуживанию;

- формам осуществления расчетов: "живыми" деньгами, предоплата, в рассрочку;

5. Определение уровня конкуренции в секторе товара выпускаемой продукции (давление через продукцию-заменитель, способность покупателей и поставщиков прийти к соглашению).

6. Составление по результатам маркетинговых исследований оптимистических, пессимистических и средневзвешенных прогнозов развития рынка, в которых определяются фазы и продолжительность жизненного цикла по каждому виду продукции, выпускаемой предприятием, а также приводится оценка потенциальных рисков деятельности предприятия.

7. Проведение анализа существующих сетей сбыта продукции, который включает:

- анализ эффективности существующей стратегии сбыта;

- анализ эффективности использования различных каналов сбыта (прямые связи, розничная продажа, биржевая или аукционная продажа, дистрибьюторская и дилерская схемы сбыта и т.п.), в том числе экспорта;

8. Проведение анализа существующей системы снабжения, который включает:

- анализ эффективности существующей стратегии снабжения;

- анализ эффективности использования различных каналов снабжения (прямые связи, через биржевую сеть, через посредников и т.п.), в том числе импорта;

- анализ развития рынка потребляемых видов продукции;

- выявление более эффективных поставщиков;

Взаимоотношения (служебные связи)

Для выполнения функций и реализации прав отдел маркетинга взаимодействует:

1. С главной бухгалтерией по вопросам:

1.1. Получения:

- бухгалтерских данных о движении, реализации, запасах продукции;

- итогов инвентаризации материально-технических ресурсов;

- нормативов на представительские, командировочные и рекламные расходы;

1.2. Предоставления:

- отчетов о затратах, произведенных на маркетинговые исследования;

- расчетов затрат на послепродажное обслуживание продукции;

- сведений о ценах на материально-технические средства у поставщиков, тарифах на услуги по перевозке, проведению рекламных мероприятий;

2. С финансовым отделом по вопросам:

2.1. Получения:

- согласованных смет расходов на формирование спроса и стимулирование сбыта с приложением финансовых обоснований;

- анализа затрат, произведенных за месяц (квартал, год);

- сведений о кредиторской и дебиторской задолженности;

2.2. Предоставления:

- обобщенных данных о спросе на выпускаемую предприятием продукцию;

- маркетинг-планов;

- смет расходов на формирование спроса и стимулирование сбыта, проведение рекламных кампаний, участие в выставках, ярмарках, выставках-продажах;

- сведений о конкурентной среде по вопросам ценовой политики, объемов оборота, конкурентоспособности, скорости реализации продукции;

3. С планово-экономическим отделом по вопросам:

3.1. Получения:

- планов производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) на месяц, квартал, год;

- изменений в производственных планах по отдельным позициям товарной номенклатуры, вносимых на основании маркетинговых исследований;

- проектов оптовых и розничных цен на продукцию (тарифов на работы и услуги) для проведения маркетингового анализа;

3.2. Предоставления:

- обобщенной информации о спросе на выпускаемую предприятием продукцию (выполняемые работы, оказываемые услуги), в том числе по отдельным позициям номенклатуры;

- сведений о конкурентной среде по вопросам ценовой политики, объемов оборота, конкурентоспособности, скорости реализации продукции;

- информации о состоянии рынка товаров (работ, услуг);

- данных, необходимых для формирования товарной номенклатуры предприятия;

- предложений по изменению цен на отдельные виды продукции в связи с изменением спроса;

4. С отделом главного технолога по вопросам:

4.1. Получения:

- заявок на поиск информации о конкурентном товаре;

- запросов о конъюнктуре технологий производства;

- сведений о научно-технических возможностях предприятия;

- заключений на образцы конкурентной продукции;

- заключений о возможности технологии производства предложенной отделом маркетинга продукции;

4.2. Предоставления:

- данных о покупательском спросе на выпускаемую продукцию;

- сведений о конкурентной продукции;

- предложений по разработке технологии новой продукции;

- предложений о дизайнерском оформлении продукции;

- документов и материалов для участия в выставках, ярмарках;

- сведений о новых технологических разработках;

5. С отделом контроля качества по вопросам:

5.1. Получения:

- сведений о дефектах изготовленной продукции;

- обобщенных результатов рекламационной работы.

- сведений о технологических изменениях продукции;

- сведений о мероприятиях по повышению качества продукции;

- отчетов о проверке образцов продукции, выпускаемой предприятиями-конкурентами;

5.2. Предоставления:

- сведений по рекламациям;

- информации о несоответствии заявленного качества продукции в течение гарантийных сроков;

- актов внешней приемки контрагентом;

- представлений о постановке или снятии с гарантийного обслуживания;

- сведений службы послепродажного и гарантийного обслуживания о недостатках продукции, выявленных в процессе ее использования или эксплуатации;

6. С производственно-диспетчерским отделом по вопросам:

6.1. Получения:

- производственных планов и графиков производства;

- сведений о нормах заделов на участках и в цехах и их соблюдении;

- сведений о нарушениях хода производственного процесса и причинах, их вызвавших;

6.2. Предоставления:

- данных о претензиях, предъявляемых к качеству продукции;

- сведений о рекламациях по просрочке поставок продукции покупателям, вызванной нарушением производственных планов;

7. С транспортным отделом по вопросам:

7.1. Получения:

- оперативных, месячных, квартальных и годовых планов-графиков транспортных перевозок и передачи покупателям продукции, изготовленной предприятием, а также материально-технических ресурсов от поставщиков;

- транспортных маршрутов;

- расчетов транспортных затрат на доставку;

- сведений о маршрутах и сроках поставки продукции покупателям предприятиями-конкурентами;

7.2. Предоставления:

- предложений по изменению маршрутов доставок;

- предложений по изменению графиков погрузки и выгрузки;

- сведений о пожеланиях покупателей и поставщиков относительно изменений графиков поставки и отгрузки;

- заявок на выделение транспортных средств для перевозки продукции, рекламных материалов, оборудования для участия в выставках, ярмарках;

- данных о разработке новых видов погрузочно-разгрузочных средств, внедрение которых позволит сократить простои под загрузкой и выгрузкой транспортных средств;

8. С юридическим отделом по вопросам:

8.1. Получения:

- результатов правовой экспертизы на соответствие действующему законодательству представленных для визирования договоров, приказов, распоряжений, инструкций;

- согласованных претензий и исков к контрагентам по поводу нарушения ими договорных обязательств;

- разъяснений действующего законодательства и порядка его применения;

- анализа изменений и дополнений законодательства;

8.2. Предоставления:

- приказов, распоряжений, инструкций, проектов договоров для визирования и правовой экспертизы;

- материалов для предъявления претензий и исков к контрагентам и покупателям по поводу нарушения ими договорных обязательств;

- претензий, предъявленных предприятию контрагентами;

- имеющихся сведений о поставщиках, покупателях, иных контрагентах;

- заявок на поиск необходимых нормативно-правовых документов и на разъяснение действующего законодательства;