Внедрения маркетинга в систему государственного управления

Предпосылки возникновения М. Т.:

·    Постоянно растущая конкурентоспособность стран, городов.   (конкуренция может быть за инвестиции, информационные потоки, квалифицированных работников -талантливых преподавателей, хороших врачей, менеджеров,  в последнее время постоянно ведется борьба за туристов);

·    Повышение мобильности  человека, финансовых, материальных и нематериальных ресурсов. У человека возникает потребность в сравнении территорий и выборе максимально ценного места для постоянного или временного проживания и ведения деятельности. Привлекательность территории определяется наличием природных ресурсов, инфраструктурой местности, качеством жизни населения, экономическими условиями для инвестирования и предпринимательской деятельности;

Управление региональной экономикой в силу сложности задач целеполагания обладает более медленным адаптационным механизмом к изменениям внешней среды и предполагает достижение значительного количества компромиссов между субъектами рынка.

Современная региональная политика должна быть сформирована с учетом следующих мировых тенденций:

·    постоянный рост мобильности в применении человеческих, финансовых, интеллектуальных и других ресурсов;

·    общая унификация потребностей человека к качеству условий жизни (несмотря на желание многих народов сохранить специфику национальной культуры и национальных традиций);

·    страны с высоким уровнем социально-экономического развития могут предложить своим гражданам высокое качество общественных благ, вне зависимости от личного уровня доходов отдельного гражданина;

·    растет понимание того факта, что человек (качество человеческого потенциала) является ведущим звеном социально-экономического развития территорий;

·    человек, осознавший свою значимость и полезность для территории, начинает предъявлять к территории ряд требований и его позиция в выборе территории как места проживания и ведения деятельности становится все более активной

Основные отличия маркетингового подхода к управлению территорией: 

1. Основной целью управления территорией не является получение прибыли. Территориальный маркетинг является новым направлением некоммерческого маркетинга.

Некоммерческий маркетинг – маркетинговая деятельность некоммерческих образований и отдельных лиц в конкурентной среде, связанная с удовлетворением потребностей населения, отдельных групп населения в общественных благах, услугах, идеях, которые действуют в общественных интересах, и нацелены, в первую очередь, на максимизацию социального эффекта.

2. Оказание субъектом управления услуг (пользу, благо)  жителям, бизнесам, некоммерческим общественным организациям территории  (общественное благо должно быть произведено только в случае, когда достаточное количество отдельных потребителей имеют эту потребность).

3. Внешний эффект от получения блага практически не подлежит нормированию и учету (число пользователей услуги может превышать число покупателей). При этом для каждого конкретного человека может быть разной ценность (значимость, полезность) общественного блага.