Параметры конкурентоспособности продукции

В определении используемых показателей при оценке конкурентоспособности не существует единства. Это связано с тем, что лишь ограниченное число параметров конкурентоспособности поддаётся точному количественному анализу. В то же время значительная часть факторов социального, эстетического, политического характера, оказывающих зачастую решающее влияние на успех конкурентной борьбы, в большинстве случаев не может быть подвергнута формализации.

В целом, основываясь на определении конкурентоспособности, следует отметить, что оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей потребителя и должна соответствовать этим потребностям. Следовательно, оценку конкурентоспособности продукции предприятия необходимо производить по параметрам отвечающим запросам потребителей. Параметры конкурентоспособности продукции предприятия принято выделять следующие: технические, эргономические, эстетические, нормативные, экономические и т.д.

Эти параметры оценки конкурентоспособности можно систематизировать для удобства применения в три группы. Параметры в этих группах должны иметь четкую ориентацию на потребителя и в то же время легко определяемую количественную оценку.

1. Нормативно-правовые параметры отражают требования технической, экологической и иной безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования. В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Оценка этой группы параметров может выступать в качестве ограничения, так как нормативно-правовые параметры обязательны к выполнению; их несоблюдение ведет к моментальной потере конкурентоспособности.

2. Экономические параметры определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они могут описывать: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу); предоставляемый сервис (наличие дистрибьюторских пунктов изготовителя и станций обслуживания покупателя, качество и стоимость технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других свойств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки) и т.д. Наиболее часто применимым является такой экономический параметр как цена потребления, которая состоит из затрат потребителя на приобретение товара и затрат, связанных с его эксплуатацией:

ЦП=ЦТ+ЦЭ,   (1)

где  ЦП – цена потребления;

ЦТ – цена товара при продаже;

ЦЭ – расходы, связанные с эксплуатацией товара.

Для национальной экономики в целом более желаемым является расширение продажи такой отечественной продукции, цена потребления которой минимальна, невзирая на относительно высокую цену продаж и затраты производства. Приобретение товара с высокой ценой производства является целесообразным, так как создание более конкурентоспособной продукции нуждается в дополнительных расходах в процессе производства для повышения качества, надежности и внедрения различных инноваций. При этом затраты на его эксплуатацию снижаются и становятся относительно меньшими.

3. Технические параметры включают свойства товара, область его применения, качество. Под качеством в современной практике  ведения бизнеса следует понимать не только отсутствие дефектов, но  и степень соответствия товара или услуги потребностям и ожиданиям потребителя. Уровень конкурентоспособности по техническим параметрам оценивают при помощи «жестких» и «мягких» параметров.

Каждый «жесткий» параметр имеет конкретную величину, которая выражается в килограммах, миллиметрах и других единицах и оценивается в форме процентного отношения фактической величины параметра к величине, которая характеризует удовлетворение потребности на 100% или к величине аналогичного параметра продукции предприятия-конкурента.

Параметрический индекс можно определить и для «мягких» параметров, которые не имеют количественных характеристик. При этом результаты выражают в цифровой (балльной) форме. Основанием для присвоения параметру того или иного балла могут служить оценки группы экспертов по выбранной ими шкале (пятибалльной или десятибалльной).

На сегодняшний день предлагаются различные методы оценки конкурентоспособности. Ниже приведены некоторые из них.

1. Матричный метод, разработанный «Бостонской консалтинговой группой». В основе метода - анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара или услуги. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали - темпы роста или сокращения количества продаж всех или основных фирм-продавцов на рынке; по вертикали - относительная доля товара или услуги на рынке, контролируемая определенной фирмой. Наиболее конкурентоспособной считается продукция предприятия, которая занимают значительную долю на быстрорастущем рынке, и наоборот.

2. Сравнение доли, занимаемой товаром на рынке. С этой же целью рассчитывается отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента:

D = di / dj, (2)

 

где di – доля, занимаемая фирмой на рынке;

dj – доля наиболее крупного конкурента, занимаемая  на рынке.

Если это соотношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше – низкой.

3. Метод, использующий в качестве основного подхода оценку полезного эффекта, получаемого потребителем при покупке товара, и затраты, связанные с приобретением товара и эксплуатацией. Данный метод предполагает расчет единичных, групповых и интегрального показателей конкурентоспособности продукции.

Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо параметра к величине того же параметра продукта конкурента:

qi = pi / pбазi  , (3)

где qi   – единичный параметрический показатель, рассчитанный по i-му параметру;

pi –  значение  i-го параметра товара;

pбаз i –  аналогичный параметр базового товара, с которым производится сравнение.

При расчете единичных технических параметров необходимо учитывать их характер. Формула 3 соответствует случаям, когда увеличение параметра рассматривается как положительная тенденция. В противном случае используется обратная формула.

Групповой показатель объединяет единичные показатели (qi) по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем:

где G - групповой параметрический показатель;

qi – единичный параметрический показатель i-ого параметра;

аi – удельный вес i-го параметрического показателя;

n – количество параметров, по которым осуществляется оценка конкурентоспособности.

Интегральный показатель (J) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gт) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):

J = Gт  / Gэ ´ Gн, (5)

 

где J – интегральный показатель;

Gн – групповой показатель по нормативному параметру, который может принимать значение «0» (в случае несоответствия нормативным требованиям) или «1» (в случае соответствия нормам и стандартам);

Gт  - групповой показатель по техническим параметрам;

Gэ  - групповой показатель по экономическим параметрам.

Если J<1, то анализируемая продукция уступает товару-конкуренту, а если J>1, то она превосходит товар-конкурент по своим параметрам.