Особенности развития международной маркетинговой среды

Современное развитие международной маркетинговой среды сопряжено с рядом особенностей, которые выражаются прежде всего в ее усложнении, усилении взаимозависимости составляющих, турбулентности, неопределенности, глобализации, обострением конкуренции.

Усложне- Усиление

Турбулент-

Неопреде-

Глобализа-

Обострение

ние взаимозависимости

ность

ленность

ция

конкуренции

Рис. Особенности современного развития международной маркетинговой среды

Происходит усложнение международной маркетинговой среды. Все больше факторов оказывают влияние на ее характер и направления развития. Это связано и с ростом участия различных стран и различных компаний в международной деятельности, усложнением ее форм и методов, переплетением политико-правовых, экономических и социально-культурных составляющих при оценке ее в отдельных странах.

Растет взаимозависимость условий развития отдельных стран между собой и этих стран относительно мировых тенденций. Наглядным примером тому может служить тот факт, что развитие финансовых кризисных явлений в некоторых странах Юго-Восточной Азии в 1997—1998 гг. повлекло за собой обвал финансовых рынков в значительном числе стран мира и сказалось в том числе на финансовом положении России.

В 1990—2005 гг. отмечалась чрезвычайно высокая нестабильность, скачкообразность и турбулентность изменений и преобразований международной маркетинговой среды. Значительно увеличились объемы мировой торговли и международных инвестиций, активно развивались рыночные отношения в России и других странах бывшего Советского Союза, а также в странах Восточной Европы, усилилось положение стран Европейского союза, в то же время ощущается нестабильность экономического положения в США.

Происходит усиление неопределенности, непредсказуемости развития международной маркетинговой среды. Например, разрушение нефтяных месторождений в Кувейте в результате иракского вторжения свидетельствует о неопределенности зарубежных операций даже для давно и стабильно работающих компаний. Примером может служить также финансовый кризис конца 90-х гг., который сложно было предвидеть.

Компании, сталкиваясь с невозможностью предсказать политические и другие события в международной маркетинговой среде, должны вести постоянное наблюдение за ее развитием и создавать специальные отделы анализа экономических, политических и прочих рисков для оценки привлекательности и угроз рынков каждой страны.

Наблюдается глобализация международной маркетинговой среды, интенсифицируются процессы глобализации мировой экономики Расчет число глобальных компаний и увеличивается их влияние и доля в значимых сферах мирового экономического развития, в решении политических, социальных и других вопросов отдельных государств. Увеличивается число глобальных марок.

Обостряется конкуренция в международной маркетинговой среде. Усиление международной конкуренции выражается прежде всего в росте числа банкротств не только мелких и средних компаний, но и крупнейших ТНК и международных банков. Свидетельством этого служит активно развивающийся процесс создания стратегических альянсов между конкурентами и процесс слияний и поглощений.

Одним из значимых факторов усиления конкурентной позиции компаний в настоящее время все больше выступают правительственные институты и государственная политика. В процессе конкуренции происходит переплетение макро- и микроуровней. Без поддержки государства успешное развитие международной деятельности компаний » современный период оказывается практически невозможным.

В целом же тенденции развития международной маркетинговой среды связываются со следующими перспективами. Основные регионы мира будут по-прежнему привлекать интересы международных компаний. Вероятен рост инвестиций в Восточную Европу, Россию, страны — бывшие республики СССР, Китай, страны Тихоокеанского бассейна.

Будет происходить дальнейшее снижение торговых барьеров в отношениях между странами. Лидировать в этом процессе по-прежнему будут страны ЕС, НАФТА, поскольку для сильной стороны принципы свободы торговых отношений создают конкурентное преимущество.

Изменится конкурентная карта мира. Возникнут новые и более мощные альянсы. Укрупнятся и усилятся европейские компании. Отступление американских компаний в смысле их конкурентных позиций на мировых рынках, вероятно, прекратится. Более слабый доллар, акцент на запросы потребителей, рост производительности труда, растущая поддержка бизнеса со стороны американского правительства способны создать существенные конкурентные преимущества дня американских товаров на мировом рынке, особенно в биотехнологии, системах защиты окружающей среды, программном обеспечении и системах баз данных.

Трудности, сопряженные с особенностями международной маркетинговой среды, уже сами по себе могут отбить желание у бизнесменов заниматься международной деятельностью. Большинство их так и поступает, ограничившись рамками национального рынка сбыта. Однако те предприниматели, которые способны найти ключи к устранению и нивелированию подобных препятствий, которые способны надлежащим образом оценить развивающиеся и нарождающиеся тенденции, которые способны адаптироваться к их характеру и специфике, открывают для себя доступ к богатейшим рынкам с многомиллиардной массой потребителей.