Основные элементы, принципы и понятия в системе маркетинга

Маркетинг это анализ конъюнктуры товарного рынка, направленный на выявление потенциальных рынков сбыта при их долгосрочном прогнозе с учетом потребительского спроса, а также перспектив организации в области исследований и приспособления производства к возникающим или ожидаемым ситуациям. Маркетинг является одной из трех составляющих менеджмента

Виды маркетинга

Концентрированный маркетинг

Выбирается какой-либо один сегмент рынка, и все внимание сосредоточивается на представлении идеального маркетингового комплекса

Дифференцированный маркетинг

Выход с рядом родственных продуктов на соответствующие специфические сегменты рынка

Междиффсрснцированный маркетинг

Один продукт предлагается всем сегментам рынка

Микромаркетинг

Действия, ограниченные масштабами отдельной компании (предприятия)

Макромаркетинг

Действия, охватывающие индивидуальные и общественные потребности при мобилизации всего производственного потенциала экономики государства, рынка, региона

Социальный маркетинг

Нужды потребителей формируются на основе общественных факторов (защита окружающей среды, здоровый образ жизни) и сохранения качества продукта
Основные функции маркетинга

Комплексное исследование рынка

Исследование, анализ и прогноз в производственной, торговой, товарной, сбытовой, рекламной, ценовой и других сферах предприятия. Изучение деятельности конкурентов

Разработка и планирование ассортимента

Разработка ассортиментной структуры производства в соответствии с требованиями рынка. Оценка конкурентоспособности изделий. Установление взаимосвязи технических и потребительских параметров. Политика нововведений. Ценовая политика. Упаковка товара. Товарный знак

Сбыт и распределение

Выбор каналов сбыта и товародвижения. Прогноз, планирование товарооборота. Определение способов продажи товаров

Реклама и стимулирование сбыта

Развитие коммуникативности. Реклама с использованием всех средств массовой информации. Поощрение покупателей. Стимулирование продавцов и посредников. Формирование имиджа

Три направления деятельности маркетинга

СБЫТ
Изучение запросов клиентов, сохранение постоянных контактов, информирование, послепродажное обслуживание, а также получение информации о рынке (о вкусах, развитии спроса, желаниях потребителей, отношении их к товарам и услугам)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ И ОЦЕНКИ

Анализ конъюнктуры товарного рынка, эволюция коммерческих рисков, формирование и изучение оптимальных цен на товары и услуги, участие в стратегическом планировании

ТЕХНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Лабораторные и опытные исследования с целью выявления характеристик товаров и соответствия их запросам потребителей

-  Тотальная ориентация – систематическое совершенствование продукции за счет постоянной ориентации на потребителя и обратную связь с ним, а также обслуживание после продажи (характерна для высокого уровня организации производства)

-  Производственная ориентация – создание высококачественной продукции при низких издержках (реклама сводится к простой информации, послепродажное обслуживание отсутствует)

-  Ориентация на продажи – активные действия по продаже продукции (практически отсутствует связь с производством)

Ориентация маркетинговых действий

Действия

Производственная

Ориентация на продажи

Тотальная ориентация

Исследование
Совершенствование методов прогнозирования и принятия решений Политика ценообразования, виды продукта Систематическая комплексная разработка стратегии и целей

Определение потребностей

Научно-технический прогресс с инновациями Высокое качество продукта и эффективные способы продвижения Постоянно под наблюдением вся совокупность ориентации

Установление цены

Контроль и снижение издержек Цены зависят от спроса и предложения Под наблюдением достижение равновесия спроса и предложения (фактор важный, но не основной)

Информирование потребителей

Стимулирование обеспечения качества продукта Стимулирование продаж Комплексная информация с обратной связью. Особое внимание уделяется рекламе (фактор важный, но не основной)

Распространение продукта

Использование дешевого способа производства Щадящее транспортирование и надежная сохранность Приспособление к запросам потребителей

Обслуживание потребителей

Реклама Выявление вкуса и финансовой емкости потребителей Улучшение качества продукта и увеличение количества продаж с послепродажным обслуживанием (очень важный фактор)

Основные цели маркетингового подхода к управлению компанией

Основные цели маркетингового подхода к управлению компанией (предприятием)

1. Предотвращение расходов, связанных с производством и представлением на рынок товаров и услуг, не пользующихся спросом

2. Минимизация расходов, связанная со стимулированием спроса для достижения целей компании (предприятия)

3. Целевое использование ресурсов при удовлетворении потребностей и запросов потенциальных потребителей

4. Формирование социально ориентированных условий, учитывающих нужды, потребности и запросы трудового коллектива, конкретных потребителей товаров и услуг

5. Формирование условий для расширенного воспроизводства товаров и услуг, повышения собственного имиджа

Схема циклического управления на принципах маркетинга

Схема циклического управления на принципах маркетинга

Характеристика этапов маркетингового управления

Ситуационный анализ
Изучение прошлой деятельности с учетом достижений и неудач: выявления причин, под влиянием которых менялись ситуации на производстве и рынке; оценка компетентности сотрудников и эффективности их работы, учет влияния внешней среды на колебания показателей работы; описание настоящего положения и прогноз на будущее

Маркетинговый синтез

Выдвижение целей стратегического развития на основе ситуационного анализа; оценка целей с учетом конъюнктуры рынка и условий выживаемости компании (предприятия); подготовка решений как основы стратегического планирования

Стратегическое планирование

Определение и обоснование стратегий маркетинга (конверсионного, стимулирующего, развивающего, ремаркетингового, синхронного); выбор предпочтений и установление областей тактических действий для достижения цели

Тактическое планирование

Определение конкретных действий по всем направлениям деятельности компании (предприятия); составление оперативного плана и разработка путей его реализации

Маркетинговый контроль

Подготовка корректирующих действий в зависимости от значений и причин отклонений фактических показателей от плановых.

Различаются три вида контроля:

за выполнением годовых планов;

за динамикой прибыльности;

за сбором информации, которая могла бы быть использована для стратегических целей