Организационная структура центра получения прибыли

Цель максимизации долгосрочной прибыли на определенном сегменте рынка выражается в появлении определенного подразделения или группы подразделений (структурного блока) в структуре страховой компании, осуществляющих достижение поставленной цели - центр получения прибыли. Структура центра получения прибыли должна определяться деревом вторичных целей страховой компании. Именно такой подход - полная ориентация структурного построения на дерево целей - обеспечивает максимальную эффективность центра получения прибыли страховщика.

Как отмечалось выше, именно для центра получения прибыли в явном виде существует цель максимизации финансового результата (прибыли) страховой компании на данном сегменте страхового рынка, являющаяся проекцией общей цели страховщика. Для подразделений, входящих в центр получения прибыли – центров ответственности, обеспечивающих выполнение определенной группы операций, общая цель разбивается на вторичные цели, направленные на максимально эффективное решение общей задачи. В то же время функциональная структура центра прибыли страховой компании может отличаться от построения дерева целей для него.

Это связано с тем, что такие вспомогательные функции, как исследование рынков (маркетинг), а также планирование, учет и отчетность, могут быть направлены как на совершенствование деятельности центра прибыли в целом, так и отдельных подразделений, входящих в его состав. Так, например, маркетинговые подразделения, существующие в рамках определенного центра прибыли, могут решать как задачи стратегического анализа рынка для центра получения прибыли, так и прикладные задачи стимулирования сбыта для отдельного сбытового подразделения. То же самое относится и к подразделениям, занятым учетом и отчетностью в ходе осуществления страховых операций. Поэтому в структуре центра прибыли маркетинг, учет и иные обслуживающие функции могут существовать как в виде центральных структурных блоков, так и в виде подразделений, обслуживающих сбыт и инвестиционную деятельность.

На основании этого можно построить примерный скелет организационной структуры центра получения прибыли:

Структуры центра получения прибыли

Рис. 1. Структура центра получения прибыли, соответствующая дереву вторичных целей страховой компании.

Следует отметить, что часть основных и обслуживающих функций (например, инвестирование, исследование рынков, стратегический маркетинг) могут не существовать для мелких центров получения прибыли. Создание этих подразделений каждый раз должно обосновываться практической целесообразностью. Ряд центров получения прибыли, особенно низкого иерархического уровня, может быть просто сведены к организациям, занятым сбором страховой премии. Ее инвестирование, расследование страховых событий, обслуживание страхователей, а также выполнение ряда вспомогательных функций, может осуществляться подразделениями, созданными для фирмы в целом или для центров получения прибыли самого высокого иерархического уровня. Дерево вторичных целей в этом случае для большинства вторичных целей заканчивается на высоком иерархическом уровне, не опускаясь до уровня более мелких центров получения прибыли. Для последних существует только одна вторичная цель – максимизация сбора страховой премии.