Оперативное и стратегическое управление

Управление предприятием распадается на две части - статическую и динамическую.

С одной стороны, управление представляет собой динамический процесс, так как оно подразумевает планирование будущего состояния компании.

С другой стороны, управление подразумевает решение повседневных задач, связанных с основной деятельностью предприятия - обслуживанием клиентов и связанных с этим операциями. На основании этого управление можно разделить на две компоненты - оперативное и стратегическое. Оперативное управление - это выполнение задач по достижению тактических целей предприятия, применительно к страхованию это организация и координация обслуживания клиентов, а также получение прибыли от этой деятельности.

 Стратегическое управление - это действия, направленные на адаптацию компании к изменениям внешней среды существования, перспективное повышение прибыльности деятельности, освоение новых страховых рынков, а также совершенствование внутреннего устройства - структуры предприятия.

Коммерческие предприятия не являются демократическими учреждениями - они управляются на основании решений лиц, представляющих акционеров (совладельцев). Эти люди принимают решения относительно дальнейшего развития предприятия и совершенствования практической деятельности, которые в свою очередь конкретизируются и воплощаются в реальную жизнь компании по мере движения вниз по уровням иерархической структуры. В этом состоит ее первое назначение и, соответственно, первая составляющая управления - доведение до нижних уровней иерархии решений, принятых на верхних уровнях, а также их адаптация к конкретным условиям работы нижестоящих сотрудников.

 Конечным пунктом нисходящего информационного потока является базовый уровень иерархии - оперативные сотрудники компании, занятые обслуживанием клиентов. Для них управляющие стратегические воздействия выражаются в простых практических действиях по выполнению их основной задачи. Примером стратегического управляющего воздействия может служить решение перейти к развитию долгосрочного страхования жизни, принятое руководством страховой компании. Применительно к агентским сетям, занимающимся сбытом страховой продукции, это решение воплощается в конкретные мероприятия по изменению области деятельности, привлечению новых клиентов, выпуску новой рекламной продукции и т.д. Другой пример - это внедрение компьютеризации коммуникаций и обработки данных в структуре компании, приводящие к полной перестройке иерархии управления. Применение компьютерной техники резко меняет всю структуру и характер деятельности страховой компании.

Вторая функция структуры и составляющая управленческой деятельности - это сбор, обобщение и передача на вышестоящий уровень управления результатов деятельности нижестоящих сотрудников и подразделений. Это касается как результатов внедрения стратегических динамических управленческих решений, так и итогов повседневной (статической) деятельности по обслуживанию клиентов. Здесь следует отметить следующую особенность: если при обработке нисходящего управленческого информационного потока происходит детализация и конкретизация общих указаний, то при формировании восходящего потока  - ответной реакции, обратной связи - проводится сворачивание и обобщение данных. Глубина обобщения информации определяется целью обеспечения управляемости предприятия - сведения объема данных к количеству, которое делает их восприятие доступным для человека или группы лиц, принимающих решения на верхнем уровне иерархии компании.

Третья функция структуры и, соответственно, третья составляющая управления - это осуществление практической деятельности - координация работы сотрудников компании или отдельных подразделений на различных уровнях иерархии. Она включает в себя как собственно координацию - обеспечение совместных действий групп персонала, так и решение сложных задач, превосходящих уровень компетенции оперативных сотрудников в особых случаях.