О сетевом маркетинге

1.  Следует различать между собой термины «прямые продажи» и «многоуровневый маркетинг (сетевой маркетинг)». Прямые продажи – это вид дистрибуции, один из видов розничной торговли вне стационарной розничной сети. Реализация товаров конечному потребителю в этом случае происходит как результат индивидуальной или групповой презентации товара. Многоуровневый маркетинг (сетевой маркетинг) – это концепция реализации товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), каждый из которых, помимо сбыта продукции, также обладает правом на привлечение партнёров, имеющих аналогичные права. При этом доход каждого участника сети состоит из комиссионных за реализацию продукции и дополнительных вознаграждений (бонусов), зависящих от объёма продаж, совершённых привлечёнными ими сбытовыми агентами (источник Википедия).

2. Обычно компании характеризуют такую работу небольшими первичными финансовыми вложениями, довольно низкой степенью риска, возможностью иметь пассивный доход, и отсутствием установленного потолка в заработке. Преувеличения, используемые в рекламных слоганах, эмоционально возбуждают желание человека немедленно включиться в дело. Но, зачастую, человек, будучи вдохновлен и зачарован такими замечательными примерами, не видит объективную картину и бросается в омут, не взвесив все «за» и «против».

В процессе исследования Ассоциацией прямых продаж в России были приведены следующие математические подсчеты и факты:

1. разглашение о том, что в Японии 80% продукции и услуг идет через сетевой маркетинг, а в США – 50% является очередным мифом и дезинформацией. Исследование, проведенное Доктором Джоном М. Тейлором, показывает, что даже в самом насыщенном штате Америки Юта, процент потребителей, приобретших продукцию от дистрибьюторов, составил около 1% населения, тогда как сами дистрибьюторы, также вынужденные приобретать ежемесячный товар составили 5% населения. Итого 6% населения приобретали часть необходимой для жизни продукции через сеть.

2. Чтобы несколько человек наверху структуры преуспевало, должна работать, не покладая рук, многотысячная армия внизу структуры, в надежде, что и им когда-нибудь посчастливиться пробраться наверх и зарабатывать большие деньги.

3. При изучении Тейлором более чем 250-ти ведущих МЛМ компаний мира и обнаружил, что в каждом маркетинг плане сокрыта практически нулевая вероятность получения прибыли. По его заключениям, даже азартные игры в казино имеют большую вероятность получения прибыли, нежели работа в сетевых компаниях!

4. Успех работы в сфере прямых продаж во многом зависит от личных качеств и стараний самого дистрибьютора, но, не в меньшей степени, зависит и от качества самой продукции и условий работы, которые предоставляет компания.

5. Множество компаний не столько продвигают товар конечному потребителю, сколько продвигают свою систему и акцентируют внимание на привлечении людей в структуру.

6. Можно оспорить, насколько дистрибьютор свободен и независим, строя собственный бизнес. Скорее он работает 24 часа в сутки, особенно первые несколько лет, забыв о семье, об отдыхе, чтобы получить хоть какие-то результаты.

7. Следует обратить внимание на то, что мотивация нижестоящей структуры не может быть эффективной, если не использовать преувеличений. Реально возможный заработок вряд ли кого-то вдохновит. Потому, чтобы быть успешным мотиватором,  нужно уметь неплохо преувеличивать, причем в тысячи раз.

8. Если продукция не пользуется спросом, то дистрибьюторы, также скоро как пришли, уйдут. Такой бизнес больше похож на финансовую пирамиду, если его основной стратегией является подписание новых дистрибьюторов.

9. Некоторые компании используют для привлечения людей НЛП, используя следующие термины: «совершенно, продвинутая, специально, быстро, уникальный, бесплатный, возможность, любой, обыкновенный, всякий, суперэкономичный, на 100%, преимущество, эксклюзивный, сила, достаточно, экономия, один из самых нужных, низкая стоимость и т.д.».

10.  Очень распространенной в мире сетевого маркетинга является фраза «собственный бизнес». Такой бизнес назвать полностью своим собственным очень трудно, т.к. партнер компании строит сеть дистрибуции внутри компании и зависит от нее и от продукции, которую компания предлагает, а также от условий партнёрства с компанией.

Вывод: перспективным может быть только легитимный бизнес, основанный на продвижении продукции непосредственному конечному потребителю. У пирамиды, даже завуалированной под продвижением товара, нет в основании товарооборота, а значит и стабильного денежного потока. Денежный поток любому бизнесу дает конечный потребитель. В легитимном бизнесе, если на продукцию есть спрос, значит, денежный поток будет идти всегда. Для пирамиды большей частью конечным потребителем является сам дистрибутор. В конце концов, дистрибьюторы нижних уровней придут к тому месту, где уже более не возможно будет рекрутировать новобранцев, а значит, и строить бизнес. Денежный поток остановиться и пирамида рухнет.