Методика расчета экспортной цены

Компании учитывает 5 групп факторов при расчете экспортной цены:

1 общеэкономические факторы (не зависят от вида продукции, ее производства и реализации):

· Экономический цикл

· Инфляция

2 конкретно экономические (особенности продукции, условия производства и реализации)

›› Издержки

›› Прибыль

›› Налоги и сборы

›› Спрос и предложение

›› Потребительские свойства

3 специфические

· Сезонность

· Эксплуатационные расходы

· Комплектность

4 специальные (особые механизмы и инструменты)

· Гос рег эк

· Колебания валютного курса

5 внеэкономические

· Политические

· Военные

Методы установления цены:

1. На основе издержек

а) полные

б) предельные (затраты на производство)

2. Безубыточности

3. Ориентирование на уровень спроса

4. Конкурентный метод внешнеторгового ценообразования

Экспортная цена = Базисная цена*Кпоправки

Коммерческая поправка: базисные поправки, на количество, на инфляцию и т.д.)

Порядок расчета:

a. Формирование экспортных данных

b. Определение характера экспортных цен

c. Табличное представление данных

32. Методика выбора целевого экспортного рынка

Одной из основных задач международного маркетинга является выбор внешнего рынка. Ни одна фирма не может действовать с одинаковой эффективностью на всех зарубежных рынках, поэтому приходится выбирать наиболее выгодные и привлекательные.

Условно процесс отбора потенциальных рынков можно разделить на четыре фазы:

1.изучение предпринимательских предпосылок (анализ собственного потенциала фирмы)

2.селекция(отбор) рынков (установление производственных целей; проверка рынков методом «общего анализа»,проверка методом «глубокого отбора», проверка методом «главного/конечного анализа»)

3.освоение рынков (принятие решения о наиболее эффективной форме выхода на внешний рынок, выбор целевой группы, реализация плана маркетинговой деятельности)

4.интеграция (интеграция новых страновых рисков в маркетинговую концепцию компании)

Важно определить каков должен быть минимальный объем сбыта на зарубежном рынке для прибыльного производства, долю рынка, которую планирует занять предприятие, какую валютную выручку планируется получить.

Метод «общего анализа» - из множества критериев предпочтительными являются те, которые играют наиболее важную роль для данного вида экспортной продукции компании. Основа – базисные данные о рынке. «Предварительный отбор» происходит на основе политической и экономической структуры страны, ее участии на мировом рынке и перспективы развития. Важнейшие факторы предварительного отбора: политические, правовые, экономические, технологические, географические и демографические, социально-экономические.

«Глубокий отбор» учитывает ряд специфических критериев.

Предполагаются 4 группы факторов, используемые для работы по дальнейшему выбору рынков:

1. Условия сбыта и маркетинговые возможности зарубежного рынка,

2. Рыночный потенциал экспортной продукции,

3.конкуренция,

4.специфические риски работы.

Методика расчета цены лицензии

Лицензирование – контрактное соглашение, по которому компания разрешает другой фирме использовать торговую марку, патент, промышленный секрет или другую собственность в обмен на гонорар или лицензионный платеж. При продаже или покупке лицензии право собственности на продукты интеллектуальной собственности сохраняется за владельцем.

В международной практике лицензионной торговли наиболее широко используются следующие методы расчета цены лицензии: на основе оценки ожидаемой прибыли лицензиата; на базе роялти;"затратным" методом;на основе комиссий за технические услуги.

Определение цены лицензии на основе оценки размера прибыли лицензиата.

Cp = V·T·Pr·Sh,

где Ср — расчетная цена лицензии (cost);V — среднегодовой объем выпуска продукции в течение действия соглашения (в соответствующих единицах); Т — срок действия соглашения;Р r — дополнительная прибыль лицензиата от реализации лицензии; Sh — доля лицензиара в дополнительной прибыли лицензиата.

Дополнительная прибыль лицензиата Р r   рассчитывается как разность между прибылью лицензиата, полученной от реализации единицы лицензионного продукта Р1, и величиной прибыли, которую можно получить без использования лицензии по действующей у лицензиата технологии Р2.

Р r12.

В свою очередь прибыль от лицензионного продукта Р1 определяется как разница между его продажной ценой Z1 и себестоимостью единицы продукции С1 Прибыль от нелицензионного продукта Р2 определяется как разница между его продажной ценой Z2 и себестоимостью единицы продукции С2.

Pr = P 1 - P 2 =( Z 1 - C 1 )-( Z 2 - C 2 ).

Доля лицензиара в дополнительной прибыли лицензиата обычно составляет от 10 до 50% и зависит от объекта и вида лицензии. При передаче беспатентной лицензии (ноу-хау) или в случае если объект еще не готов к промышленному или коммерческому использованию, доля лицензиара в прибыли лицензиата может составлять 20%; при неисключительной, простой лицензии — 20—30; при исключительной — 30—50%. При этом доход лицензиара должен быть не ниже, чем при альтернативных формах реализации объекта лицензии (если бы лицензиар сам производил, реализовывал и экспортировал свою продукцию на территории, на которой будет действовать лицензионное соглашение).

На практике трудно определить дополнительную прибыль лицензиата, поскольку информация об издержках производства составляет коммерческую тайну, а фактический уровень производства можно определить только с начала освоения лицензионного объекта. Поэтому метод расчета цены на основе оценки ожидаемой прибыли лицензиата применяется в основном при внутрифирменном технологическом обмене или в рамках совместного предприятия.

Метод расчета цены лицензии на базе роялти наиболее распространен в международной практике. Как правило, ставки роялти устанавливаются по аналогии, а расчетная цена лицензии увязывается непосредственно со сроком лицензионного соглашения. Цена лицензии на базе роялти рассчитывается по следующей формуле:

Cr=Vt*Zt*T

где С r — расчетная цена лицензии; Vt — объем ожидаемого выпуска продукции по лицензии в году t; Zt, — продажная цена изготовленной по лицензии продукции в году t; Rt — размер роялти в году t; Т — срок действия лицензионного договора;

"Затратный " метод и метод на основе комиссий используются намного реже, чем первые два. В основе "затратного" метода лежит подсчет затрат на НИОКР лицензиара и средняя норма прибыли. Метод расчета цены лицензии на основе комиссий, выплачиваемых за техническую помощь, оказываемую по лицензионным соглашениям, законодательно предусмотрен в ряде развивающихся стран (Бразилия, Пакистан и др.).

Расчет цены лицензии при паушальной форме платежа. Расчетная цена лицензии рассчитывается по той же методике, что и цена лицензии на базе роялти, а затем пересчитывается в паушальный платеж с помощью коэффициента дисконтирования, величина которого равна банковским ставкам по кредитам

К =   = 1: (1 + а: 100)t,

где а  — процент по кредитным операциям, взимаемый ведущим коммерческим банком страны лицензиара (дисконт); t — период с даты подписания договора до даты получения лицензиаром роялти в соответствующем году.