Место маркетинга в экономике

Рыночный маркетинг (далее - маркетинг) имеет своей целью повышение прибыльности страховой деятельности за счет:

·   изучения и сегментации рынка, а также собственного страхового портфеля компании, определения потребностей рынка в страховой продукции и концентрации усилий страховщика на наиболее прибыльных направлениях, более точного определения уровня риска для групп клиентов,

·   учета потребностей страхователей при разработке страхового продукта, т.е. совершенствование страховой продукции в соответствии с требованиями рынка,

·   выбора оптимальной системы сбыта страховой продукции исходя из особенностей потребительского поведения, свойств страхового продукта, а также стимулирование сбыта.

К настоящему времени по маркетингу написана необъятная литература. Одновременно в источниках имеется большое количество определений того, что такое маркетинг. Так, например, можно привести следующие варианты формулировки:

маркетинг - это выражение ориентированного на рынок управленческого стиля мышления, для которого характерны творческие, систематические, и нередко агрессивные подходы;

маркетинг — это средство удовлетворения человеческих нужд при помощи обмена. 

Каждое из них отражает определенный взгляд на маркетинг и его место в экономике. Нам представляется, что эти определения не в полной мере отражают специфику маркетинга. Поэтому в качестве наиболее полного определения, отражающего суть этого явления, может быть принята следующая формулировка:

маркетинг — это система понятий и приемов, обеспечивающая взаимопонимание и взаимодействие страховщика и страхователя, которая направлена на оптимальное взаимодействие субъектов рыночных отношений - наилучшее обеспечение разнообразных потребностей потребителей, а также достижение требуемой доходности у страховщика.

Это определение исходит из того, что как правило в рыночных условиях производитель, продавец и потребитель не связаны между собой организационной подчиненностью, в связи с чем страховщик или иное лицо не может директивно указывать страхователю или иному клиенту номенклатуру и количество потребляемой ими продукции, включая и страховое покрытие. Исключение из общих рыночных правил составляют предприятия, действующие на монопольных рынках под надзором и регулированием государственных органов.

К ним относятся социально важные отрасли экономики: снабжение населения водой, газом и электричеством, образование, оборона и т.д. В части страхования к сфере преимущественного государственного регулирования рынков относится, например, обязательное медицинское страхование или обязательное страхование военнослужащих, милиции, налоговой полиции и т.п.

В связи с оторванностью от клиента производителю для понимания потребностей и психологии потребителей, а также для оптимизации процесса производства и потребления, необходим особый язык, набор понятий и инструментов, учитывающий специфику их интересов и взаимоотношений.

Исходя из этого можно говорить о том, что в идеале маркетинг — это система взаимного учета потребностей производителей и покупателей продукции, поиска разумного компромисса между их интересами.

В рамках маркетингового подхода страховщик интегрирует и координирует всю свою деятельность с расчетом на обеспечение удовлетворенности клиентов, получая прибыль именно благодаря созданию и поддержанию потребительской удовлетворенности. Суммируют маркетинговый подход следующие девизы различных фирм: «Делать все, что в наших силах, чтобы максимально возместить каждый затраченный клиентом доллар ценностной значимостью, качеством и удовлетворенностью», «Отыщите потребности и удовлетворите их», «Производите то, что можете продать, вместо того чтобы пытаться продать то, что можете произвести».