Маркетинг, как система деятельности на рынке

Эта система деятельности на рынке, действует по следующим основным направлениям:

1.  разработка и производство товара, соответственно оказание услуг, высокого качества конкурентно способного и способному и необходимому потребителю.

2.  реализация товаров, или услуг, с использованием определённых каналов сбыта, обеспечивающих высокий уровень обслуживания.

3.  установление цен, приемлемых для покупателя и обеспечивающих достаточную прибыль фирмы.

4.  продвижение товара с применением коммуникационной политики, предполагаемой собой совокупность различных способов продвижения, содействующих торговле и создающих благоприятное мнение о товарах и фирмах.

5.  Продажа товаров непосредственно потребителю, что предполагает выбор целевых рынков товарного ассортимента, места размещения торгового предприятия, его устройства и оформления, общения с покупателями, отбор персонала.

Задачи маркетинга:

1.  комплексное изучение рынка

2.  выявление потенциального спроса и неудовлетворённых потребностей

3.  планирование товарного ассортимента

4.  прогнозирование сбыта и выбор каналов распределения

5.  планирование и проведение рекламных мероприятий

6.  разработка мер по совершенствованию организации  производства

7.  управление маркетингом и разработка маркетинговых стратегий.

1.   Среда маркетинга.

На любое предприятие, вышедшее на любой рынок, оказывают влияние внешние и внутренние среды, которое может быть как прямым, таи косвенным.

Внешняя среда образуется из микросреды и макросреды.

Макросреда представляет собой экономические, социальные, научно-техническое, политико-правовое и культурное окружение.

Микросреда – это потребители, поставщики, посредники, продавцы и конкуренты.

Внутренняя среда предприятия представляет собой функциональные структуры, обеспечивающие разработку новых товаров, серийное производство, сбыт, стимулирование, продвижение товаров, послепродажное обслуживание и обеспечение запасными частями, управление производством, обучение персонала, взаимоотношения с поставщиками сырья и материалов, рекламными агентствами, государственными, властными организациями.

STEP / PEST

S – социал

Т – технология

Е – экономика

P – политические факторы

Потребители – один из важнейших элементов микросреды маркетинга. Это могут быть отдельные индивидуумы или домашние хозяйства, предприятия-производители, промежуточные продавцы, государственные учреждения, зарубежные клиенты и т.д.

Посредники – это лица или организации, которые обеспечивают продвижение товаров и услуг предприятия на рынок. К ним можно отнести оптовых и розничных торговцев, агентов и брокеров, рекламные агентства, транспортные организации.

Посредники помогают предприятию определить возможные рынки сбыта, ускорить продвижение товара, обеспечить быстрое получение информации, осуществить упаковку и маркировку, а также страхование товара.

Поставщики – обеспечивают предприятие необходимыми материалами и ресурсами. Эффективность снабжения сырьем, материалами, комплектующими изделиями во многом зависит от знания всех возможных поставщиков и их потенциала, умение работать с ними в непосредственном контакте.

Целевая ориентация маркетинга.

Основными предпосылками возникновения маркетинга являются:

1)       Превышение спроса над предложением, т.е. наличие насыщенного товарами и услугами рынка;

2)       Развитая конкуренция товаропроизводителей, развитая рыночная инфраструктура, в том числе инфраструктура маркетинга;

3)       Рост жизненного уровня населения и связанное с этим увеличение спроса на продукты питания, одежду и товары длительного пользования;

4)       Стремление предприятий к расширению рынков сбыта продукции и увеличению прибыли.

Фирма, деятельность которой основана на принципах маркетинга, разрабатывает программы выпуска новых товаров, производство и сбыт которых она намечает осуществить в результате маркетинговых исследований рынка.

Маркетинг можно рассматривать:

1)       Как систему, ориентированную на стратегию и тактику активного приспособления к изменяющимся требованиям рынка;

2)       Как деятельность на рынке с использованием таких элементов как потребитель, товар, цена, реклама, продажа.

Основополагающий лозунг маркетинга: «Не пытайтесь сбывать то, что вам удалось выпустить, а производите то, что у Вас безусловно будет куплено».

Опыт зарубежных фирм свидетельствует о том, что успех на рынке в продаже того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей предприятия, сколько от использования маркетинга, ориентированного на установленный платежеспособный спрос, т.е. на потребителя.

Сущность концепции сбыта

При маркетинге цели производства достигаются через оценку и удовлетворение требований потребителей.

Маркетинг создает условия не только для выхода на рынок, он также включает закрепление позиций предприятия на рынке, расширение продаж, быстрое изменение характеристик продукции под влиянием технологических достижений и требований потребителя.

Обязательным требованием в условиях маркетинга становится переход к формированию производственных программ и ассортимента продукции на основе тщательного изучения потребительского спроса.

Главное в маркетинге – это целевая ориентация и комплексность, т.е. соединение предпринимательской, хозяйственной, производственной и сбытовой деятельности.

Целевая ориентация означает, что маркетинг ориентирован на потребителя, его истинные нужды и потребности.

Комплексность означает, что применение маркетинга обеспечивает эффект только в том случае, если он используется как система.

Целевая ориентация и комплексность маркетинга – это слияние в один поток всех составляющих элементов маркетинговой деятельности для достижения устойчивой рентабельности в заданных временных пределах.

По степени развития маркетинга различают:

1)       Распределительный маркетинг – маркетинг, под которым подразумевается торговая деятельность в широком смысле слова: сбытовая деятельность, реализация, транспортировка, реклама и т.д.

2)       Функциональный маркетинг – маркетинг рассматривают как систему организационно-технических и коммерческих функций предприятия, связанных с производством и реализацией товаров, изучением рынка, стимулированием продаж, политикой цен.

3)       Управленческий маркетинг – это рыночная концепция управления, созданием и производством и реализацией товара, где в основе принятия управленческих решений лежит информация о рынке.