Маркетинг российских городов

Новгород. Успех в формировании имиджа территории в первую очередь зависит от того,  насколько удачно имидж товара – определенной территории, сознательно формируемый продавцом (органами территориального управления), будет соответствовать, с одной стороны, ее объективным качествам, а с другой – ожиданиям и запросам потребителя (туриста, инвестора, переселенца). Среди российских городов данный принцип системного подхода к маркетингу территории, пожалуй, впервые стал применяться в Новгороде еще в 1992 г., когда привлечение дополнительного потока туристов в город стало связываться не только с продвижением турпродукта на рынке туристических услуг, но и с целенаправленным формированием имиджа области. В 1996 г. была принята комплексная программа формирования имиджа Новгородской области и Новгорода как ее административного центра, разработанная в сотрудничестве с Агентством по международному развитию США.

Специалисты приводят следующие параметры, определяющие имидж города:

· качество жизни – наличие жилья для различных социальных групп населения, социальные услуги, качество продуктов питания, сооружения для отдыха, уровень и доступность образования, лечения;

· кадровые ресурсы – подготовка, повышение квалификации, адаптация к новым условиям и требованиям;

· инфраструктура – транспорт, связь, средства передачи данных, гостиницы, бытовые услуги и пр.;

· высокие технологии – способность территории развивать и поддерживать высокотехнологичные отрасли, обновлять существующую базу;

· капитал – масса капитала, сконцентрированная на территории в виде собственных и привлеченных средств;

· контролирующие органы – рациональность, мобильность, эффективность, честность, отсутствие бюрократизма;

· инфраструктура бизнеса – доступность и уровень услуг в области консалтинга, аудита, рекламы, права, информации, public relations, институциональные условия осуществления сделок с титулами собственности;

· власть — команда личностей, компетентность членов команды, нестандартность идей, стиль принятия решений, прозрачность законотворчества, отношение к социальным проблемам.

Вместе с тем надо иметь в виду, что перечисленные компоненты имиджа города, несмотря на свою почти безусловную универсальность, в разной степени востребуемы и по-разному могут быть дополнены в зависимости от адресатов коммуникации, целевых сегментов потребителей в маркетинге города.

Салехард. Маркетинговое обследование Салехарда – административного центра Ямало-Ненецкого автономного округа, стремящегося подтвердить статус и заработать имидж столичного города, – показало, что ему не удается соответствовать данному имиджу в силу того, что Салехард не имеет пока соответствующих столичному городу:

· уровня образовательных услуг;

· сооружений для отдыха (молодежная дискотека, женский клуб, аквасооружения и др.);

· инфраструктуры бизнеса.

В то же время имеются потенциальные преимущества, которые следует активно использовать:

· квалифицированные людские ресурсы;

· рациональные административные органы;

· относительно высокий уровень доходов населения;

· высокая концентрация капитала и инвестиций в округе.

В качестве новой для Салехарда имиджеобразующей составляющей стратегии развития города маркетологи предложилиориентацию на оказание специализированных услуг. Для России это действительно новое явление. Учитывая особое не только социально-экономическое (центр нефтегазодобывающего региона), но и географическое положение Салехарда (это единственный в мире город, расположенный точно на линии Северного полярного круга, один из немногих городов российского Севера, имеющий многовековую историю), специалисты порекомендовали его администрации позаимствовать опыт американского Анкориджа — административного центра штата Аляска, находящегося в аналогичных климатических, ресурсных и статусных условиях. Местные власти Анкориджа, развивая индустрию специализированных услуг, нашли нишу в телемаркетинге, франчайзинге, финансах, страховании, услугах телефонной связи.

Анализ показал, что Салехард в состоянии оказывать бизнесу следующую помощь:

·  телекоммуникационные услуги, позволяющие успешно развиваться фирмам в регионе;

·  необходимые помещения для офисов с перспективой расширения площадей для развития фирмы;

·  услуги в сфере лизинга и банковской деятельности;

·  Интернет-услуги и услуги малой полиграфии.

Начальный этап работ – реструктуризация информационной среды, что, в свою очередь, предполагает следующие действия:

1. Разработка системы максимального доступа к любой открытой информации, имеющей отношение к Салехарду и округу.

2. Создание библиотечки годовых отчетов различных фирм, зарегистрированных и работающих в округе.

3. Обеспечение выполнения правила: все потенциальные инвесторы должны иметь одинаковую информацию о городе, без каких-либо привилегий.

4. Изучение и реализация мировых стандартов прозрачности:

·  сведений о городе;

· условий сделок, в том числе по «осязаемым» активам и просто недвижимости;

· сведений о работе административных и контролирующих организаций.

5. Создание подробного и постоянно обновляющегося каталога местных предприятий с указанием профиля, адресов, телефонов, имен (в том числе каталога предприятий, готовых к продаже или реформированию). Каталог рекомендовано представить в Интернет.

6. Создание картотеки всех венчурных фондов, банков, компаний, других юридических лиц, заинтересованных в информации о бизнесе в Ямало-Ненецком автономном округе.

7. Обеспечение своевременной рассылки рекламного справочника по предпринимательству в Салехарде и в округе, а также всех дополнительных материалов.

8. Обеспечение подписки на ведущие международные издания в области предпринимательства, финансов, свободного рынка и т. д.

9. Создание на базе Интернета открытой информационной сети с облегченным поиском информации (к примеру, визитной карточкой города, региона может стать CD-ROM « Salekhard Open »).

10.  Подготовка банка данных о законодательных, нормативных, экономических условиях для внешних инвесторов.

При формировании имиджа столичного центра данного региона рекомендовано опираться на следующие традиционные преимущества округа:

· уникальные месторождения нефти и газа;

· одно из крупнейших в Российской Федерации стад домашнего северного оленя;

· благоприятные возможности для охоты и рыболовства;

· нахождение на территории округа (пос. Ратта Красноселькупского района) географического центра Российской Федерации;

· уникальность Салехарда как единственного города в мире, расположенного на Полярном круге.

Санкт-Петербург, как известно, был построен как выход России в северные моря. Сохранилась ли эта черта в современном имидже города? Согласно ежегодному рейтингу ООН, Санкт-Петербург входит в первую десятку городов мира, притягательных для туристов. По мнению специалистов сферы туризма, морской туризм должен стать приоритетным в развитии  туристической индустрии на невских берегах. Среди проектов, на которых делают акцент российские туроператоры,– вхождение Петербурга в маршруты путешественников по ганзейским городам стран Балтийского региона, обустройство водного путешествия «по пути викингов» и создание материально-технической базы для парусного туризма.

Но Санкт-Петербург еще и общероссийский и мировой культурный центр. Один из основных компонентов этого имиджа Северной Пальмиры – Мариинский театр оперы и балета. Его художественный руководитель В. Гергиев поставил перед театром и последовательно реализует цель – ввести «Мариинку» в элитный клуб транснациональных театров, сломав имидж «вечно второго» театра, после Большого в Москве, в тени которого долгие годы находился театр, носивший в советское время мало относящееся к искусству имя С. М. Кирова.

В СССР чиновники от культуры предпочитали «раскручивать» за рубежом только одну театральную марку – Большого театра, и ради этого в столицу стягивались все лучшие силы. Что касается имиджа «Кировского балета» (так Мариинка была известна на Западе), то он был связан преимущественно с «невозвращенчеством» его «звезд», политическими скандалами в связи с «бегством» за рубеж мастеров балета Нуриева, Макаровой и Барышникова.

Исключительные условия зарубежной политической конъюнктуры и ажиотажа вокруг «неизвестного» русского искусства из-за «железного занавеса» сошли на нет. Старый имидж никак не мог устраивать современную Мариинку. Тем не менее именно зарубежный рынок был выбран ключевым – для реконструкции театра и постановки новых спектаклей нужно было зарабатывать деньги. Ставка была сделана на национальную специфику и создание театра международного класса.

Главное – радикально изменился репертуар, включивший как национальные русские спектакли, так и итальянские, французские, причем с исполнением на языке оригинала. Новая ассортиментная политика базировалась на коренном усилении оперной составляющей (ранее театр в шутку называли театром «балета и балета»). Первыми здесь стали премьеры произведений самобытного русского классика-авангардиста Модеста Мусоргского и самого амбициозного и скандального автора в истории мировой оперы – Рихарда Вагнера. Для развития итальянского репертуара, ключевого в мировом, в театр практически на постоянную работу был приглашен итальянский дирижер Дж. Нозеда.

Новыми приемами обогатилась деятельность по продвижению, рекламе спектаклей театра. По Интернету стали транслироваться отрывки из спектаклей Мариинки. Сферой распространения, продвижения «продукции» театра стал практически весь мир. По инициативе В. Гергиева было основано несколько международных фестивалей музыкального искусства в Финляндии, Израиле, Голландии, в Риме и Лондоне, а также два российских фестиваля – «За мир на Кавказе» (Владикавказ, 1997) и самый главный проект – петербургский фестиваль «Звезды белых ночей». Все эти площадки петербуржцы с успехом используют для пропаганды собственного искусства.

В разных концах света, начиная с 1993 г., стали создаваться фонды и клубы друзей Мариинского театра. В 1999 г. был создан Всемирный совет поддержки Мариинского театра, в который вошли влиятельные частные меценаты и компании мира, совет возглавил наследник британской короны принц Чарльз.

Высказывается мнение, что обновленный театр, без преувеличения, в состоянии вернуть Петербургу статус мировой культурной столицы – статус, которым уже давно не обладает ни один город России. При этом можно проследить следующую логику развития: от имиджа дирижера с мировым именем – через имидж театра мирового уровня – к имиджу Петербурга как мировой культурной столицы. Уже появились тому весомые подтверждения. Не случайно единственным пунктом официальной (а не дополнительной «культурной»!) программы встречи В. В. Путина с премьер-министром Великобритании Т. Блэром стало совместное посещение оперы С. Прокофьева «Война и мир» в этом театре. Не случайно и то, что именно руководитель Мариинки стал «мотором» комиссии по подготовке к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга.

Имидж города, безусловно,  в значительной мере определяется имиджем выдающихся личностей, проживавших и живущих, работавших и работающих на благо и во славу города. Но здесь принципиально важна и позиция самого города в отношении его «полпредов», которая не может ограничиться награждением отдельных людей, признанием их уже свершенных заслуг перед городом, а должна поддерживать соотечественников, представляющих город за рубежом.

Правительство нашей столицы приняло решение о создании некоммерческого фонда имени Юрия Долгорукого в целях поддержки соотечественников в странах бывшего СССР. Новый фонд поможет не только систематизировать «зарубежную» помощь, но и вывести ее финансирование за рамки столичного бюджета, что уменьшит нагрузку на налогоплательщиков. Учредителями выступили большинство комитетов и департаментов московского правительства и ряд государственных унитарных предприятий города. 

Новое начинание, как предполагается, позволит Москве более планомерно, организованно и эффективно работать с русскими общинами ближнего зарубежья. Одна из действующих программ – это «Стипендия мэра Москвы»: около сотни отличников русских школ Эстонии и Латвии, поступивших в вузы этих республик, получают от столицы повышенные стипендии. Действует также программа покупки учебников для русских школ в странах СНГ и Балтии, поддержки русских общественных движений и общин в Средней Азии, Казахстане, республиках Закавказья.

В ряде случаев города целенаправленно идут на меры демаркетинга. Основные причины этого – перегруженность инфраструктуры города в результате наплыва туристов, гастарбайтеров, других незапланированных и нежелательных визитеров.

Особенно это касается приграничных городов. В отношении приезжих вводится особый порядок регистрации, квоты на въезд и т.п. Так, постановлением мэра г. Находка с осени 1999 г. ограничен въезд в город иностранцев. Больше всего документ затрагивает китайских рабочих, для которых введена квота – не более 1200 человек в год. Хотя ограничений на въезд в город для иностранных туристов пока нет, однако в постановлении указывается, что жить они должны в специальных гостиницах, минимальная стоимость номера в которых – 40 долл. в сутки. Находка стала первым российским приграничным городом, который пошел на такие ограничения. Действия местных властей опротестованы МИД РФ, который признал, что проблема незаконного пребывания иностранных граждан действительно актуальна для России и к ним должны применяться силовые методы, но призывает местные власти не опускать перед иностранцами «железный занавес».

Управление имиджем города может и должно быть нацелено не только на привлечение или, наоборот, отторжение определенных категорий внешних для него субъектов, но и на завоевание авторитета, притяжение собственного населения.

Власти г. Сенизо (штат Техас) использовали для этого лингвистический аргумент, создав уникальный прецедент в истории США. Город на границе с Мексикой, в котором проживает всего 7800 человек, возник в начале 80-х гг. как лагерь мексиканских иммигрантов, покинувших свою родину в поисках работы. Поселение началось без воды, канализации и электричества и заслужило имидж колонии, как его стали называть. «Отцы» города решили активизировать общественную жизнь с тем, чтобы местные жители тоже участвовали в заседаниях муниципалитета, где решаются разные коммунальные проблемы – от вывоза мусора до строительства новой пожарной каланчи. Но как это сделать, если большинство говорит только по-испански? Появилось решение, сделавшее Сенизо, который с трудом можно разыскать на карте, первой территорией Америки, где языком делового общения объявлен испанский.

Теперь, считают сторонники этой меры, люди начнут больше доверять городским властям и участвовать в их деятельности. Противники новации указывают на то, что в такой многонациональной стране, как Соединенные Штаты, опасно поощрять проявления сепаратизма, под каким бы соусом он ни преподносился. Ведь в Америке множество подобных поселений, и кто знает, что произойдет, если инициатива Сенизо вызовет своеобразную цепную реакцию. Однако муниципальные власти не думают отменять свое решение. У них простой аргумент: если ты говоришь не по-английски, а по-испански, это вовсе не значит, что ты плохой гражданин своей страны.

Акцент в мировой цивилизации на развитие территориальных сообществ делает актуальной проблематику маркетинга территорий, в общих рамках которого можно говорить о маркетинге сообществ государств (ООН, ОПЕК, СНГ и др.), о маркетинге отдельных стран, регионов, муниципальных образований, отдельных более локальных мест. Сотрудничая в целом ряде случаев с политическим маркетингом, маркетингом туризма и др., маркетинг территорий все более отчетливо заявляет о себе в то же время как о самостоятельном перспективном направлении развития маркетинга.

Это маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория. Он осуществляется как внутри, так и за ее пределами по поводу территории в целом, ориентирован преимущественно на внешних по отношению к ней субъектов и имеет целью создание,  поддержание или  изменение мнений, намерений и/или поведения субъектов, внешних по отношению к данной территории. Вновь формируемое мнение должно соответствовать стратегическим задачам развития территории и способствовать привлечению к ней тех субъектов хозяйствования, организаций и людей, а также ресурсов и заказов, которые востребованы территорией, нужны ей и полезны для ее развития.

Наряду с маркетингом территории правомерно и нужно работать также в направлении развития маркетинга на территории. Эта  деятельность направлена на становление и развитие на территории цивилизованных рыночных отношений, маркетингового подхода в отношении территориальных ресурсов, продукции и услуг и также должна осуществляться под руководством, при участии и по заказу территориальных органов управления – субъектов Федерации и муниципальных образований.

Первостепенными задачами такого маркетинга являются:

формирование и развитие некоммерческого маркетинга продукции, финансируемой из федерального, регионального, местного бюджетов, а также продукции расположенных на территории общественных, благотворительных организаций;

содействие развитию территориального рынка коммерческих товаров и его субъектов, маркетингового подхода в их управленческой деятельности. Сюда входят: исследование территориальных рынков (включая состояние и динамику спроса и предложения товаров на территории), прогнозирование развития, консультирование, экспертиза, правовая защита,  образование по проблемам маркетинга и др.;

маркетинг услуг территориальных органов власти – политический маркетинг перед и между выборами органов власти, включая маркетинг личностей политиков, программ действий власти, отдельных территориальных проектов и учреждений власти, а также политику в отношении ассортимента, распределения и продвижения услуг власти, управленческих технологий, регулирующих воздействий в работе с населением, предприятиями и организациями;

повышение эффективности рыночного взаимодействия хозяйствующих субъектов и других социальных институтов данного региона с другими регионами и их рыночными субъектами через властные учреждения, включая территориальные органы управления (органы статистики, управления имуществом, антимонопольные управления и др.), общественные организации и объединения (структуры поддержки малого предпринимательства, торгово-промышленные палаты, общества защиты прав потребителей, ассоциации специалистов-профессионалов по маркетингу, рекламе, связям с общественностью и др.)