Маркетинг в теории и практике управления предприятием

Маркетинг является одним из разделов науки управления (менеджмента) и направлен на снижение рисков управленческих решений и разработку стратегий развития предприятий

«Маркетинг» в цикле дисциплин по теории и практике

Чтобы менеджеры рационально планировали развитие фирмы, они должны получать качественную информацию по следующим факторам:

Элементы  планирования в  менеджменте

Рис. Элементы планирования в менеджменте

Приведенный  перечень элементов планирования  определяет область интересов маркетинга, как в товарном производстве, так и в услугах.

В авиатранспортном маркетинге применительно к регулярным рейсам авиакомпании это выглядит примерно следующим образом:

маркетологи публикуют расписание движения самолётов (Р Д С ) на зимний или летний период, в котором определяются:

воздушная сеть а/к, маршрут, дни выполнения рейсов, время вылета/прилёта, тип ВС и в неявном виде схему движения ВС (радиусная, транзитная, кольцевая,   хаб или веер, W и т.д.).

Указанные параметры выбраны маркетологами из условий стратегии а/к на данный период:

выход на новые рынки (новые ВЛ.);

увеличение доли рынка на имеющихся воздушных линиях;

извлечение максимально возможной прибыли и т.д.

Для этого маркетологи выполнили анализ предыдущих периодов и сделали прогноз на будущий период по следующим параметрам:  

- влияющим на доходы

1 – какие авиатранспортные услуги нужны населению в базовом аэропорту и в конечных аэропортах воздушной сети и какие услуги, а/к может предоставить;

2 -изменение политической и экономической ситуации в регионах воздушной сети а/к;

3 – динамика пассажиропотока по маршруту, загрузка ВС,  РДС, начало и окончание выполнения

рейсов, темп увеличения и снижения частоты рейсов в летний период;

4 -динамика тарифов, их структура, система льгот;

5 -системы продаж (собственная, агентская, по Интерлайну), определение даты открытия продажи на прогнозируемый период;

6 – потребное количество и структура парка ВС по типам, ресурсы планеров и двигателей и графики их плановых ремонтов;

7 - вопросы сервиса при продаже билетов, при регистрации в аэропортах, на борту ВС:

информация, питание и развлечения;

8 – вопросы 1...7 и анализ сильных и слабых сторон конкурента 1,  конкурента 2, и т.д. 

  - влияющим на расходы

9 – рост прямых эксплуатационных расходов в прогнозируемый период:

аэропортовые, аэронавигация, стоимость ГСМ, метео, комиссионные за продажу билетов, налоговая политика, льготы в аэропортах);

10 – изменение себестоимости 1 лётного часа  ВС каждого типа:

капитальный и оперативный ремонт ВС, офисные и хозяйственные расходы,

зарплата с отчислениями, амортизация и обновление парка ВС, страховка ВС и экипажей, стоимость продления ресурса планера и двигателей и т.д.

Все перечисленные выше, вопросы рассматриваются маркетологами, а/к при решении только одной задачи  - «составление РДС на период», по которой уже виден необходимый ему объём  знаний. Поэтому хороший маркетолог это всегда отчасти политик, экономист географ, метеоролог, юрист, инженер и т.д.