Логистическое управление в международном маркетинге

 Основная цель — добиться снижения издержек по всей линии «производство — распределение — обмен — потребление продукции».


Для решения первого вопроса важно месторасположение производства. Страновые факторы, как известно, зависят от оптимального соотношения политических, экономических и культурных составляющих инвестиционного климата. реализации направлений организационного менеджмента:

1) «Где и как производить?»

2) «Производить или покупать?»

Технологические факторы связаны с наличием относительно низких постоянных издержек; достижением минимально эффективного масштаба производства, позволяющего оптимизировать объемы выпуска и потребления продукции на данном рынке.

Относительно большой минимально эффективный объем производства означает необходимость расположения производства в одном или немногим больше местах

Если минимально эффективный объем производства относительно мал, то это означает, что производство лучше расположить на нескольких зарубежных рынках, что дает возможность фирмам, как и в случаях с низкими постоянными издержками, приспосабливать спрос к местным рынкам и избегать валютных рисков.

Решение второго вопроса, связанного с реализацией операционного менеджмента («Как производить?»), связано, прежде всего, с возможностями реализации гибких производственных технологий.

Гибкие производственные технологии — совокупность производственных технологий, направленных на сокращение времени поставки оборудования, эффективности его использования и улучшение качественного контроля на всех стадиях производственного процесса.

Это позволяет производить разнообразные конечные товары с размерами единичных издержек, которые возможны только при массовом производстве стандартизированных объемов продукции. То есть гибкие производственные технологии позволяют увеличивать эффективность и снижать издержки на единицу продукции, так же как при массовом производстве стандартной продукции.

Совокупная оценка вышеназванных факторов позволяет выбрать следующую из возможных стратегий, касающихся расположения производства.

Базовые стратегии, касающиеся месторасположения (см. табл.1), следующие:

1.   Стратегия концентрации — основана на концентрации предприятий в зоне оптимального (с точки зрения соотношения «издержки — объемы») месторасположения.

2.   Стратегия децентрализации — основана на распределении составляющих производственного процесса между разными регионами или странами, которые территориально близки к основным рынкам.

Таблица 1 Стратегии месторасположении производства

Факторы

Типы стратегий

Стратегия концентрации Стратегия децентрализации
Страновые факторы:
Различия в политико-экономических факторах

Существенны

Незначительны

Различия в культуре

Существенны

Незначительны

Различия в факторах производства

Существенны

Незначительны

Торговые барьеры

Незначительны

Значительны

Технологические факторы:
Постоянные издержки

Высокие

Низкие

Минимально эффективный масштаб производства

Высокий

Низкий

Гибкие производственные технологии

Доступны

Недоступны

Товарные факторы (продукта):
Соотношение: стоимость / вес

Высокое

Низкое

Универсальность свойств товара

Да

Нет

Примечание. Составлено по: ИШ СЛ¥. Ь. Ор. ей. Р. 438.

 

Стратегия концентрации используется в тех случаях, когда страновые, технологические и товарные факторы обладают следующими особенностями.

• Страновые факторы:

  политико-экономические различия оказывают существенное влияние на издержки производства между странами;

  имеют место значительные культурные различия между странами;

  различия в затратах факторов производства существенны.

Технологические факторы:

-  

при производстве имеют место высокие постоянные издержки, высокий уровень минимально эффективного масштаба, существуют гибкие производственные технологии.

Товарные факторы (факторы продукта):

 продукт предназначен для универсальных нужд с минимальными различиями между потребительскими нуждами и предпочтениями;

  соотношение стоимости относительно веса существенно. Стратегия децентрализации используется при наличии следующих факторов.

•  Страновые факторы:

политико-экономические и культурные различия между странами не оказывают существенного влияния на издержки производства в разных странах;

  различия в затратах факторов производства существенны.

•  Технологические факторы:

  торговые барьеры высоки;

низкие постоянные издержки и низкий минимально эффективный объем производства;

  не доступны гибкие производственные технологии.

•  Товарные факторы (факторы продукта):

продукт не предназначен для обслуживания универсанль-ных нужд, особое значение имеет разница в потребительских вкусах и предпочтениях;

соотношение стоимости относительно веса не существенно.

Второй важный вопрос операционного менеджмента — «Производить или покупать?»: вертикальное интегрирование по линии «поставщик — потребитель» или поставка комплектующих от независимых поставщиков.

С точки зрения операционного менеджмента для производства за рубежом важны следующие аспекты:

а) возможность использовать низкие издержки производства;

б) объемы специализированных активов (вопросы инвестирования);

в)  вопросы, связанные с защитой ноу-хау.

Пример. Обычный автомобиль включает более 10 000 компонентов, что заставляет автомобилепроизво-дящие фирмы часто задаваться вопросом: «Производить или покупать?» Компания «Форд» в Европе производит только 45 % от стоимости модели «Фиеста» на своих собственных предприятиях. Оставшиеся 55 % приобретаются у независимых поставщиков. Такие компании, как «Nike» и «Reebok», не связаны с производственным процессом вообще, все составляющие приобретаются у поставщиков, преимущественно в странах с низким уровнем заработной платы.

Покупка комплектующих (составных) частей создает следующие преимущества:

а)  избегать организационных проблем, связанных с экстенсивной вертикальной интеграцией;

б)  гибко поддерживать процесс путем регулирования объемов поставляемых компонентов по договорам с предприятиями в соответствии с обстоятельствами;

в)  избегать многих рисков (политических, валютных), связанных с прямым зарубежным инвестированием путем переключения с поставщиков одной страны на поставщиков другой;

г)  избегать сложностей, связанных с контролем над производством компонентов;

д) уменьшает издержки за счет покупки составляющих.

Другими важными для организационного менеджмента вопросами являются:

• стратегические альянсы с поставщиками;

•  система поставки «точно в срок» — экономия в издержках за счет сокращения затрат на хранение и инвентаризацию продукции;

• значимость информационных технологий.