Критерии и методы оценки конкурентоспособности

Параметры, характеризующие конкурентоспособность делят на 3 группы:

1) Технические параметры – параметры назначения продукции эргономичность, нормативные и эстетические.

Технические параметры делят на:

а) классификационные параметры (определяют принадлежность изделия к определенному виду, классу. При этом определять конкурентоспособность  можно только по отношению к изделиям, которые входят в один и тот же класс),

б) конструктивные параметры (отражают технико-конструкторские решения, присущие данному виду продукции)в)нормативные параметры (показывают соответствие изделия стандартным нормам и правилам, которые регламентируются на международном, государственном или региональном уровне.  Параметры изделия не имеют права выходить за границы установленных норм.)

г) эргономические параметры (гигиенические, антропометрические, физиологические, психологические. Характеризуют соответствие товаров свойствам человеческого организма и психике. Определяют удобство работы, скорость утомления, надежность функционирования человеко-машинного комплекса)

д)эстетические параметры (отражают на уровне зрительного образа единство формы и содержания предмета)

2) Экономические параметры – формируют цену потребления (цена потребления, расходы на транспортировку, налоги, расходы на страховые издержки, стоимость упаковки и т.д.)

3) Организационные параметры – маркетинговые параметры (скидки, условия платежа и поставок, сроки, комплектность поставок, условия гарантии). 

Товары нужно сравнивать через потреби теля, потому любая методика должна начинаться с проведения маркетинговых исследований.

  Классический поход оценки конкурентоспособности. После оценки потребителями тех  параметров, которые желает он иметь в данном изделии, определяется единичный параметрический показатель.

q=(p/p100)k, где q-параметрический показатель, p-величина параметра рассматриваемого изделия.

Р100 – величина параметра условного изделия. К=1 – «чем больше тем лучше»,К=2 – «чем меньше тем лучше».  Каждому параметрическому показателю qi ставится в соответствии вес ai. После этого определяется обобщенный групповой показатель конкурентоспособности. Iтп=∑qi*ai. Iтп – групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам. К=Iтп1/Iтп2. Аналогично определяется показатели конкурентоспособности по экономическим и огр. параметрам.

Методика оценки конкурентоспособности товаров промышленного назначения.

1. Проводятся маркетинговые исследования или опрос экспертов в исследуемой области, которые дают желаемые характеристики для данного вида оборудования.

2. Из результатов маркетинговых исследований или опроса экспертов определяется значимость данных характеристик для потребителя.

3. Определяется показатель значимости каждой характерисики (βi=i/2(i-1)), i-место.

4. Строится функция желательности, которая определяется из уравнения d=exp(-exp(-y)), где d – частота желательности, y-кодированные значения показателей желательности. Шкала желательности от 0(неприемлемое значение) до 1(самое лучшее).

5. На основе функции желательности строится таблица (желательности). Кодированные значения показателей желательности берутся по верхним границам интервалов.

6. Натуральные значения характеристик рассматриваемого оборудования Yi сравниваются с показателями, которые хотят иметь потребители данной продукции. Для этого определяются места характеристик Y1 на безразмерной шкале желательности. Для этого Y1 пересчитываем в Yi. Общий случай yi=а0+а1*Уi+a2*Yi2+a3*Yi3+a4*Yi4, все а – неизвестные коэффициенты, которые надо определить.

7. Используя формулу (d) определяем безразмерную желательность каждой характеристики рассматриваемого оборудования.

8. Для каждого вида рассматриваемого оборудования вычисляем обобщенную функцию желательности, которая представляет собой среднее геометрическое из частных функций желательности с поправкой на значимость характеристик(D).

9. Найденные значения обобщенных функций желательности рассматриваемого оборудования сравниваются между собой со стандартной шкалой. Делается анализ о конкурентоспособности продукции и о востребованности данной продукции рынком.

Планирование товарных ассортиментов как средство конкурентной борьбы.

Планирование ассортимента - одна из важнейших функций маркетинга, роль которой возрастает в связи с обострением конкурентной борьбы и с развитием НТП.

Товарный ассортимент включает в себя все ассортиментные группы, которые выпускает предприятие. Товарный ассортимент характеризуется шириной по количеству предлагаемых ассортиментных групп, глубиной по количеству позиций в каждой ассортиментной группе и сопоставимостью, которая определяется по соотношению ассортиментных групп относительно общности конечного использования, потребителей, интервала цен и каналов распределения.

Ассортиментная позиция представляет собой конкретную модель, марку или тип-сорт-размер (ТСР) продукции, которую предприятие предлагает потребителям.

Этапы планирования товарного ассортимента:

Первый этап состоит из 7 основных пунктов и имеет целью выяснить настоящее состояние товарного ассортимента фирмы и ее возможности в области использования внутренних ресурсов для улучшения структуры товарного ассортимента.

1. Ревизия товарного ассортимента:

- анализ показателей сбыта, валовой и чистой прибыли по каждому товару отдельно, расчет доли рынка различных товаров;

- исследование отношения клиентов к различным товарам.

2. Анализ производственных мощностей, технологии и имеющихся материальных ресурсов;

3. Оценка эффективности НИОКР;

4. Исследование и анализ системы технического обслуживания;

5. Анализ организации и деятельности службы сбыта;

6. Анализ финансовых ресурсов;

7. Анализ кадровой политики.

Второй этап предполагает организацию товарного планирования и создание новых товаров. Состоит из 7 основных элементов:

1. Компании, занимающиеся разработкой новых товаров имеют в своем составе исследовательский отдел или центр, и группу административного управления, занимающуюся проблемами НИОКР, технического обслуживания, исследований рынка и организации сбыта, а также отдел товарного планирования. Этих специалистов объединяют под единоначалием назначенного на должность руководителя до запуска нового товара в производство. На различных этапах к участию в работе так или иначе привлекаются все функциональные подразделения компании, причем некоторые из них - на протяжении всего процесса. Следует максимально использовать их ресурсы, преодолевая естественное нежелание сотрудничать.

как правило, товары, требующие проведения значительных НИОКР, создаются в течении 5-10 лет с момента зарождения идеи.

2. Поиск идеи нового товара.

3. Оценка идей и выбор наилучшей.

4. Исследование потребительских свойств нового товара.

5. Изучение особенностей процесса производства.

6. Организация опытного производства и пробного сбыта (коммерциализация).

7. Переход к серийному производству и осуществление комплексной программы маркетинга.

Суть управления ассортиментом предприятия заключается в предложении товаров, которые хочет купить потребитель в определенных границах времени и в определенном количестве. Планирование товарных ассортиментов - прогноз сбыта продукции на основе  анализа продаж в прошлом и их экстраполяции в будущем. Основывается также на оценках рыночной ситуации  и мнениях экспертах.