Концепции управления маркетингом

Существует 5 основных подходов, на основе которых организации могут вести свою маркетинговую деятельность.

1) КОНЦЕПЦИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ПРОИЗВОДСТВА

( 20-40 г.г.)  утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, а следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.

Рационально использовать эту концепцию, когда

1) спрос на товары и услуги превышает предложение (необходимо увеличить производство);

2) себестоимость товара или услуги слишком высока (требуется повышение производительности, например, использование принципа конвейера).

2) КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОВАРА

(40-50 г.г.)  утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам и услугам, предлагающим наивысшее качество, лучшие  эксплуатационные характеристики, а следовательно, организация должна сосредоточить свои усилия на постоянном совершенствовании товара.

Например: медицинский инструментарий и шприцы одноразового применения в связи с интенсивным распространением вируса СПИДа пользуются все большим спросом в отличии от многоразовых, что заставляет медицинскую промышленность переходить на данный вид товара.

3) КОНЦЕПЦИЯ  ИНТЕНСИФИКАЦИИ  КОММЕРЧЕСКИХ УСИЛИЙ  (50-е годы)  утверждает,  что потребители не будут покупать товар в достаточном количестве, если не предпринять значительных  усилий в сфере стимулирования сбыта.

Чаще всего этой концепцией пользуются продавцы товаров пассивного спроса -  товаров, о приобретении которых покупатель обычно не думает ( медицинская страховка, очистители воды и воздуха, жевательная резинка).

Сегодня, когда медицинская услуга становится объектом финансирования, данная концепция используется лечебно-профилактическими учреждениями в качестве основной, что естественно не может в полной мере отвечать интересам потребителей.

4) КОНЦЕПЦИЯ  МАРКЕТИНГА ( 60-е годы) - сравнительно новый подход в предпринимательской деятельности. Она утверждает, что залогом успеха является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. Суть этой концепции определяется с помощью выражений типа “отыщите потребности и удовлетворите их” или “ производите то, что можете продать, вместо того, чтобы пытаться продать то, что можете произвести”.

Концепцию маркетинга взяли на вооружение ведущие фирмы мира (Procter and Gamble, IBM, McDonalds).

5) КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧНОГО (социального) МАРКЕТИНГА - явление самого последнего времени.

Она утверждает, что задачей организации является установление нужд,  потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными, чем у конкурентов, способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом.

Концепция требует сбалансирования всех 3-х факторов: прибылей организации, покупательских потребностей и интересов общества.

Эта концепция может быть в первую очередь использована медицинскими учреждениями, вся деятельность которых  направлена на качественное улучшение здоровья индивидуума, а в глобальном масштабе- общественного здоровья.