Концепция маркетинга

Она оформилась около середины 50-х годов, тогда как сам маркетинг возник значительно раньше.

Концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами.

Маркетинговая концепция обязывает:

      ·  производить то, что можно продать, вместо попыток продать то, что можно произвести;

      ·  любить потребителя, а не свой товар;

      ·  не продавать товары, а удовлетворять потребности;

      ·  изучать не производственные мощности, а потребности рынка и разрабатывать планы их удовлетворения;

      ·  увязывать цели, требования потребителей и ресурсные возможности предприятия;

      ·  адаптироваться к изменениям в структуре и характеристиках потребителей;

      ·  оценивать воздействия конкуренции, государственного регулирования и другие внешние воздействия по отношению к предприятия;

      ·  ориентироваться на долгосрочную перспективу и рассматривать потребности потребителей в широком плане.

Т. Левитт разграничивает их следующим образом:

Коммерческие усилия по сбыту ― это сосредоточенность на нуждах продавца, а маркетинг ― это сосредоточенность на нуждах покупателя. Коммерческие усилия по сбыту ― это забота о нуждах продавца по превращению его товара в наличные деньги, а маркетинг ― забота об удовлетворении нужд клиента посредством товара и целого ряда факторов, связанных с созданием, поставкой и, наконец, потреблением этого товара.

Сравнение этих двух подходов дается на рис. 10. Объект основного внимания в концепции интенсификации коммерческих усилий ― существующий товар фирмы, а обеспечение прибыльного сбыта требует напряжения коммерческих усилий и мер стимулирования. В концепции маркетинга таким объектом являются целевые клиенты фирмы с их нуждами и потребностями. Фирма интегрирует и координирует всю свою деятельность с расчетом на обеспечение удовлетворенности клиентов, получая прибыль именно благодаря созданию и поддержанию потребительской удовлетворенности.

По сути своей концепция маркетинга ― это ориентация на нужды и потребности клиентов, подкрепленная комплексными усилиями маркетинга, нацеленными на создание потребительской удовлетворенности в качестве основы для достижения целей организации.

Концепция маркетинга отражает приверженность фирмы теории суверенитета потребителя. Компания производит то, что необходимо потребителю, и получает прибыль за счет максимального удовлетворения его нужд.

Концепция маркетинга должна разрабатываться на основе стратегического анализа планируемой или осуществляемой деятельности предприятия. Разработка концепции маркетинга обычно включает следующие этапы:

осуществление стратегического анализа внутренней и внешней среды;

определение целей предприятия и целей маркетинговой деятельности;

обоснование маркетинговой стратегии;

выбор инструментария маркетинговой деятельности в целях достижения запланированных результатов.

Согласно концепции маркетинга продажа — это средство общения, коммуникации и изучения потребителей, и, если они не удовлетворены, необходимо менять общую политику, а не процесс продажи.

Предприятие планирует и координирует разработку маркетинговых программ, направленных на удовлетворение выявленных потребностей. Она получает прибыль посредством удовлетворения потребностей покупателей. В такой ситуации решение о том, что следует производить, принимается не предпринимательскими единицами, не правительством, а потребителями.

Примеры первых фирм, применивших концепцию маркетинга: «Проктер энд Гэмбл», «ИБМ», «Эйвон», «Макдональдс».

  Сопоставление концепции интенсификации коммерческих усилий и концепции маркетинга

Рис. 1. Сопоставление концепции интенсификации коммерческих усилий и концепции маркетинга

Маркетинговая концепция и работа функциональных подразделений организации

Для того чтобы организации могли реализовывать программу работы в рамках маркетинговой концепции необходимо выполнение ряда условий. Как правило, в организациях процесс согласования работы функциональных подразделений движется достаточно сложно. В рамках маркетинговой концепции работы организации, кроме маркетингового департамента, можно выделить следующие функциональные подразделения, деятельность которых требует пристального внимания при реализации маркетинговой концепции работы организации.

1. Финансовое подразделение - это функциональное подразделение организации, которое определяет объемы инвестиций и общее распределение ресурсов для реализации тех или иных проектов.

2. Производственное подразделение - это та часть организации, которая занимается техническим и инженерным воплощением организационных идей и требований клиентов в производственные процессы.

3. Административное подразделение - это та часть организации, которая занимается формальным управлением и координацией организационной работы.