Конкурентоспособность страны

Основные факторы.

Еще Д. Рикардо утверждал, что государства торгуют между собой, вступая тем самым в отношения конкуренции, ввиду разницы в производительности труда в различных отраслях.

Неоклассики в 30-е гг. XX в. дополнили эту мысль, определив в качестве основных конкурентных преимуществ в международной торговле обладание странами в относительном избытке основными факторами: землей, трудом, капиталом. Майкл Портер сделал еще одно существенное уточнение, определив конкурентоспособность государства как производительность, которая понимается как эффективное использование рабочей силы и капитала и результируется в величине национального дохода на душу населения.

М. Портером разработана система детерминант конкурентного преимущества стран, получившая название «конкурентный ромб» по числу основных групп таких преимуществ.

К ним относятся:

    ·    факторные условия: людские и природные ресурсы, научно-информационный потенциал, капитал, инфраструктура, в том числе факторы качества жизни;

    ·    условия внутреннего спроса: качество спроса, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, развитие объема спроса;

    ·    смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отраслей): сферы поступления сырья и полуфабрикатов, сферы поступления оборудования, сферы использования сырья, оборудования, технологий;

    ·    стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция — цели, стратегии, способы организации, менеджмент фирм, внутриотраслевая конкуренция.

Сегодняшнее положение России:

·   благоприятность в отечественной экономике лишь сырьевых факторов,

·   пассивное получение из-за рубежа многих технологий (кроме ВПК),

·   сравнительная скромность внутреннего спроса,

·   доминирование ценовой конкуренции при слабости других ее видов.

·   ослабленность мотивации инвесторов, менеджеров и индивидов в российском обществе

·   преобладание инвестиций в финансовые активы в сочетании с недофинансированием производства, р

·   распространенность слияний и поглощений фирм при декластеризации экономики,

Портер утверждает: политика государства важна не сама по себе, а своим влиянием на «конкурентный ромб». Он рекомендует государству инвестировать в создание факторов, прежде всего — развитых (образования, инфраструктуры, науки).

Главный тезис, главная рекомендация Портера:

перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках! И маркетинг российским территориям нужен внутри них в том числе и для того, чтобы мог успешно развиваться маркетинг России в целом, как конкурентоспособной страны. Единственное, на чем может основываться концепция конкурентоспособности на уровне страны, — утверждает М. Портер, — это продуктивность использования ресурсов.

Технологии измерения и оценки конкурентоспособности страны

1. Социально-экономический имидж страны. В наиболее общем виде страна может быть оценена с помощью комплексного показателя ее   благополучия.  

По методике Всемирного банка применяются четыре основных показателя:

доля ВНП на душу населения,

уровни обеспеченности населения производственными ресурсами (основные фонды, дороги, здания),

уровни обеспеченности населения природными и человеческими ресурсами (уровень образованности).

По методике Организации  Объединенных Наций конкурентоспособность страны определяется развитием человека, населения страны. Цель развития — создать условия, среду, в которой люди смогут жить и творить долго и без болезней. Эксперты ООН используют в этих целях индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который представляет собой среднеарифметическую сумму значений трех равнозначимых компонентов:

· индекса уровня жизни (дохода), определяемого показателем ВВП (валового внутреннего продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США;

· индекса образования, определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет (с весом в 1/3);

· индекса долголетия, определяемого показателем продолжительности предстоящей жизни при рождении (ожидаемой продолжительности жизни).

При этом значения индекса развития человеческого потенциала могут меняться в пределах от 0 до 1.

Деловой имидж страны

Более детально и адаптированно к потребностям бизнеса страна характеризуется понятием ее деловой конкурентоспособности.  

Под конкурентоспособностью страны Институт менеджмента (INSTITUTE OF MANAGEMENT DEVELOPMENT) понимает способность национальной экономики создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес. The IMD World Competitiveness Yearbook — ежегодное аналитическое исследование конкурентоспособности, которое Институт проводит с 1989 года в содружестве с исследовательскими организациями во всем мире. 

Для анализа конкурентоспособности (Международный  институт развития менеджмента) использует 321 оценочный параметр, сгруппированные в 4 группы факторов:

1.  состояние экономики,

2.  эффективность правительства,

3.  эффективность бизнеса и

4.  инфраструктура.

В каждой группе представлено по 5 субфакторов. Каждый из 20 субфакторов обладает в совокупном рейтинге одинаковым весом в 5%. Агрегируются данные за пятилетний период. Результаты анализа с 1989 г. ежегодно публикуются в специальном издании World Competitiveness Yearbook.